Хотя операции по пересадке органов давно уже перестали быть чудом. Они с успехом проводятся не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих региональных клиниках, в том числе в Краснодаре.
В этом году краевая клиническая больница № 1 начала проводить родственные трансплантации – пересадки от живых людей, кровных родственников пациента. Врачи уверяют: современный уровень знаний и медицинских технологий позволяет достичь практически стопроцентной приживаемости органов у реципиента. А донор продолжает жить полноценной жизнью даже с одной почкой или половиной печени.
Сегодня в России законодательно разрешен только один вид донорства от живого человека – это пересадка от кровного родственника. Родители, дети, братья и сестры могут поделиться своими органами, а вот муж или жена – уже нет. Такой подход помогает не только найти наиболее совместимых по биологическим параметрам людей, но и избежать различных корыстных манипуляций, принуждения и «черного рынка органов». Поэтому расхожие шутки из разряда «продам почку за долги» никогда не имели отношения к российской реальности и пришли к нам из голливудских боевиков. К тому же в России пересадка всегда была и остается бесплатной.
У родственных пересадок есть ряд неоспоримых преимуществ: не нужно годами ждать донорский орган, операцию можно провести планово, а не экстренно, а перед этим выполнить все необходимые обследования. Однако проводится таких операций пока не так много, как хотелось бы. По мнению главврача НИИ-ККБ № 1 академика Владимира Порханова, все страхи людей по поводу родственных пересадок не обоснованы и идут от обычного недостатка информации:
– Люди боятся умереть, боятся врачебных ошибок. Однако в нашей клинике работают трансплантологи высочайшего уровня. Мы активно сотрудничаем с медиками Узбекистана – законодательство этой страны вообще не допускает пересадки от посмертных доноров, только от родственников. В Ташкенте наши врачи провели 18 родственных пересадок печени за год, все прошли успешно. И мы обязательно будем продолжать делать такие операции на базе нашей больницы.
Арсен Попов – один из ведущих трансплантологов Кубани, заведующий отделением № 1 хирургии первой краевой больницы. Именно он несколько лет назад начинал делать первые пересадки печени в нашем регионе. До этого много ездил, смотрел, учился у коллег. Сегодня за его плечами уже сотни таких операций. Он уверен: если соблюдать технологии пересадки, которые давно разработаны и применяются во всем мире, то вероятность приживаемости органа практически стопроцентная.
– Да, родственная пересадка – это сложная операция. Она идет параллельно у двух человек и занимает 6–8 часов. Когда речь идет о живом доноре, мы должны быть уверены, что ему в любом случае не должны грозить никакие осложнения. К счастью, и в мировой, и в нашей практике осложнения при таких вмешательствах практически сведены к нулю.
Восстановительный послеоперационный период и у донора, и у реципиента занимает около 10 дней. После этого последует небольшой период реабилитации – как и после любого вмешательства в организм человека. А затем у обоих начинается обычная, полноценная жизнь. И если реципиенту придется принимать специальные препараты, которые не позволят иммунитету отторгнуть чужеродный орган (ими государство обеспечивает бесплатно), то донору даже диету соблюдать не нужно. Спорт, работа, путешествия – никаких особых ограничений нет.
- Здоровая печень вполне переносит операцию по изъятию половины органа. Более того, согласно мировым исследованиям, доноры в среднем живут даже дольше, чем обычные люди. Это связано с тем, что они больше внимания уделяют здоровью, чаще обследуются. Так что можно говорить о том, что забор органов даже продлевает жизнь, – считает Арсен Попов.
Трансплантация почек – еще один частый вид пересадок от живых доноров. Он необходим людям с терминальной стадией заболевания – тем, у кого почки уже попросту не работают. Альтернатива у них только одна: чтобы выжить, они должны несколько раз в неделю приезжать в клинику на диализ. Но если кто-то из родных сможет подарить им свою почку, это даст шанс на годы, а то и десятилетия полноценной жизни.
– С каждым годом пациентов, страдающих почечной недостаточностью, становится больше, – рассказал руководитель краевого уронефрологического центра, зам. главного врача НИИ-ККБ № 1, главный уролог и трансплантолог Кубани Владимир Медведев. – Среди них увеличивается количество больных, нуждающихся в пересадке органа. Однако ожидание почки от посмертного донора в нашей стране может составлять 10, а то и 15 лет. Единственный выход в этой ситуации, как мне кажется, – родственное донорство. Во всем мире это обычная процедура, но только не в России, к сожалению. Часто родственники больных заявляют, что готовы на все ради любимого человека. Но, устроив их на диализ, успокаиваются: считают, что на «искусственной почке» отец, дочь или брат смогут дождаться органа от умершего человека. Но так происходит далеко не всегда.
Владимиру Печерину из Краснодара повезло: ему решил помочь старший брат. Когда перенесенный ковид ударил по самому слабому от рождения месту в организме Владимира – единственной почке, краснодарские хирурги провели родственную трансплантацию. Владимир хорошо себя чувствует и полон жизненных планов: ему обязательно надо успеть воспитать двоих маленьких детей.
Еще одному пациенту краевой клинической больницы № 1, Роману, помог двоюродный брат. Несколько лет Роман сражался со страшным недугом – циррозом печени. Первое время лечился медикаментозно, но вскоре препараты перестали помогать, и болезнь начала прогрессировать. Чтобы сохранить жизнь, у Романа был единственный вариант – пересадка печени или ее части. Операции братьям проводили параллельно, обе прошли успешно.
Врачи краевой клинической больницы № 1 будут и дальше проводить родственные трансплантации для жителей Кубани, тем самым продляя жизнь многим безнадежным больным.
Об этом патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил в ходе общения с участниками III Международного православного молодежного форума.
– Нужно отделить стремление людей лечить недуги с использованием новых технологий от стремлений усовершенствовать человеческую природу. Если пересаживаются органы одного человека другому, когда родители жертвуют почку для ребенка, – это же великий подвиг!
Даже если заимствуются органы у умершего и спасается другой человек – как же можно сказать, что это плохо? – сказал патриарх.
В СССР первую успешную трансплантацию почки провел академик Борис Петровский в апреле 1965 года. Он пересадил этот орган от матери к 19-летнему сыну, страдавшему терминальной стадией хронической почечной недостаточности.
В 1997 году впервые в мире и России была проведена родственная пересадка правой доли печени ребенку. Восьмилетнему мальчику из Владимирской области, страдавшему циррозом печени, трансплантировали правую долю печени его мамы.
В 2009 году в Краснодарском крае на базе ГБУЗ ККБ № 1 проведена первая трансплантация донорского органа – почки. В 2010 году врачи успешно провели первые в истории края трансплантации сердца, легких, печени, в 2012 году – поджелудочной железы.
В 2021 году в НИИ-ККБ № 1 провели первую в стране трансплантацию почки на роботе нового поколения Da Vinci Xi. Операция длилась около 6 часов.