Атаман Крыловского (Екатерининского) хуторского казачьего общества Павел Дубинец в своей первой командировке в зону проведения специальной военной операции в составе добровольческого отряда спецназначения «Кубань» (БАРС-16) выполнял боевые задачи в районе Красного Лимана, во второй был назначен замполитом. Указом президента РФ награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Фронтовыми дорогами
В степной станице Крыловской каждый знает ее атамана. Павел Дубинец – потомственный казак. Его прапрадед в числе первых переселенцев прибыл на Кубань еще в конце XVIII века. Основанный ими курень Екатериновский дал начало станице Крыловской.
Многое пришлось пережить его предкам – и обустройство на новом месте, и годы революционной борьбы, когда семья была разделена на красных и белых, и Великую Отечественную войну, где храбро сражались на фронтах его деды. Когда началась специальная военная операция по освобождению Донбасса, атаман Дубинец отправился защищать нашу землю.
– Подготовку проходили в специальном учебном центре Кубанского казачьего войска, получили форму, оружие, а так как я окончил в юности Павловский техникум профессиональных технологий и имею права водителя, сел за руль «Урала». В составе колонны из 29 машин мы отправились в район Красного Лимана.
За время командировки по фронтовым дорогам атаман перевозил и снаряды, и продукты, и оружие, и раненых бойцов. В сопровождающих документах к медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени написано: «Неоднократно в сложной обстановке и под огнем противника обеспечивал доставку продовольствия и боеприпасов в подразделения отряда, осуществлял подвоз гуманитарной помощи в обстреливаемые районы и населенные пункты». Награда нашла своего героя и была вручена в марте 2023 года.
Дедушка Павла Антон Семенович освобождал от немецко-фашистских захватчиков Севастополь, был ездовым транспортной роты 327-го полка 128-й гвардейской горно-стрелковой дивизии и получил медаль «За боевые заслуги». В описании его подвига те же слова, что и к медали внука: «За подвоз боеприпасов и продовольствия под обстрелом противника». Думал ли в 1944 году гвардии красноармеец Дубинец, что спустя 80 лет бороться с фашистской чумой придется и его внуку…
Молитва, вера помогают жить, и на войне это ощущаешь особенно остро.
Был случай, когда их лагерь спас крестный ход.
– Накануне мы с отцом Александром (молодой батюшка из Апшеронского района) решили пройти вокруг лагеря с молитвами. Шли, как положено, с иконой и святой водой. А на следующую ночь нас обстреляли из танка. Как же мы были удивлены, когда увидели, что за границу, где мы с отцом Александром ходили, ни один снаряд не залетел. Как не верить после этого? Чудо. Я ходил потом крестным ходом и вокруг своего Урала, читал молитвы, помогло, – рассказал Павел.
Супруга Юлия вспоминает как 7 сентября ей приснился сон: «К нам в дом зашла женщина и будит меня: «Вставай, вставай, где твой муж? Найди его и скажи – бежать надо, бежать». Проснулась, ищу по новостям – все говорят о начале наступления на Красный Лиман, а я знаю, что наш БАРС-16 там. Я несколько суток молилась, еле дождалась звонка на четвертый день, а услышав родной голос, плакала от счастья – живой». Павел и Юлия вместе 25 лет, у них две дочери и сын. Люди, прожившие столько лет, чувствуют друг друга на расстоянии, а женская молитва силу имеет невероятную.
С 1 августа до 25 сентября казаки добровольческого отряда спецназначения «Кубань» (БАРС-16) в Красном Лимане удерживали линию фронта, противостояли противнику, который применял наряду с артиллерийскими обстрелами тактику ближнего стрелкового боя. Был приказ на удержание позиций. И никто его не нарушил. Даже когда украинская артиллерия «отрабатывала» места дислокаций до фундамента, применяя все виды вооружения, что были в наличии: от бесшумных польских и французских до американских тяжелых 155-х. Даже когда противник пускал в ход боевые вертолеты, летевшие на малых высотах.
– Однажды мы меняли дислокацию, сворачивали лагерь, все вывозили, а по нам в это время яростно «работал» миномет противника, – рассказал Павел. – Когда я вырвался оттуда, мне кто-то из наших сказал, что выглядело это как в кино – мины рвутся рядом, а я лечу на своей машине с бешеной скоростью. А мне молитва помогала.
На войне праздников и выходных нет, отдых и сон совсем не по расписанию, а еще там очень шумно и все скучают по тишине.
– Поначалу не понимали, что летит, откуда, куда, но прошло буквально несколько дней – и уже все знали, кто стреляет с той стороны, украинцы или наемники-поляки. По тому, как ложатся снаряды, определяли, куда пойдет с вылазкой вражеская диверсионная группа, и всегда встречали противника огнем, – рассказал Павел.
Местные жители относились к казакам-добровольцам тепло.
– Люди очень похожи на нас, кубанцев, даже говорят, как мы, на балачке, так что я с ними так и общался. Но бдительность терять нельзя. Один дед наши позиции сдавал, мы его вычислили. А еще был случай: идут трое, остановили мы их, а они нам давай рассказывать, мол, в соседний хутор идем, мы местные. Оказалось, «укропы»-разведчики.
Первая командировка атамана и его казаков пришлась на летние месяцы, а вторая – в зиму.
– Если летом много зелени, есть где укрыться – лесопосадки, деревья, трава, то зимой – слякоть, грязь, а еще мороз и ветер. Было очень холодно. Я, наверное, так никогда в жизни не мерз. Рыли блиндажи. В небе постоянно летали вражеские «птички», но мы их сбивали или сажали. Проблемы были и с водой, ее не только постоянно не хватало, она еще и замерзала. Нос никто не вешал, всегда шутили, – рассказал атаман.
С радостью встречали гуманитарную помощь, письма и рисунки детей.
– В такие минуты понимаешь, что ты не один, что тебя ждут, в тебя верят. Наш районный атаман Михаил Юрченко присылал все, о чем просили. Спасибо ему, всем нашим казакам и родным.
Этой осенью Павел и несколько его казаков собираются в третью командировку в зону СВО.
– Казаки на передовой ждут нашей помощи. Кто-то пойдет и станет с ними плечом к плечу, а кто-то здесь, в тылу, будет собирать и отвозить гуманитарку. Кто-то не пожалеет денег, и благодаря всем неравнодушным появится на передовой современное оборудование или машина. Один в поле не воин, а вместе мы всех победим! – уверен атаман Павел Дубинец.