Наркомания – лишь одна из проблем, которая может возникнуть у детей, склонных к «зависимому» поведению. Но очень часто родители пугаются: а вдруг из-за выявленных психологических особенностей ребенок автоматически попадет в какой-то «список наркоманов», а потом не сможет поступить в вуз?! И, не разобравшись, они отказываются от тестирования. Тем самым лишая себя очень важной возможности обнаружить психологическую проблему ребенка и решить ее на самых ранних стадиях.
При поддержке специалистов краевого министерства образования, науки и молодежной политики мы собрали всю основную информацию о тестировании и постараемся ответить на самые часто задаваемые вопросы от родителей. Наш эксперт – начальник отдела воспитания и дополнительного образования в управлении общего образования Оксана Шамалова.
– Главная цель – оценить процесс становления личности подростка, увидеть риски его взросления. Нормальное взросление и развитие – это достижение поставленных целей, получение образования и выход в самостоятельную жизнь. Однако этот процесс может нарушаться. Тестирование позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии и предложить своевременную помощь обучающемуся и его семье.
Проблема зависимостей среди подростков и молодежи является одной из самых болезненных для общества. Результаты многочисленных научных исследований говорят о том, что первые «случайные пробы» наркотиков в подростковом и юношеском возрасте приводят к ускоренному формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям.
При этом большинство подростков совершают «первую пробу» «из любопытства или за компанию», «для того чтобы испытать новые ощущения и раскрепоститься», а также «потому, что «это модно» и они не хотят отличаться от сверстников».
– Нет! Социально-психологическое тестирование не является основанием для постановки какого-либо диагноза. Оно позволяет выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания. Задача тестирования – выявить у подростков личностные (поведенческие, психологические) особенности и организовать своевременную помощь.
Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, так и в регионе в целом.
– В основу тестирования положен методический комплекс для выявления вероятности возможного вовлечения школьников и студентов в зависимое поведение. Разработана методика в МГУ им. М. Ломоносова в 2015 году и доработана сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». По результатам опроса психологи определяют, насколько подросток подвержен влиянию группы, склонен к риску, импульсивен, тревожен, как он переживает неудачи. В 2023 году Минпросвещения России актуализировало методику тестирования, добавив несколько факторов, позволяющих своевременно выявить суицидальные риски.
– Тестирование проводится с 13 лет, начиная с 7-го класса обучения в общеобразовательной организации. Дети в возрасте от 13 до 15 лет проходят тестирование при наличии письменного согласия одного из родителей. Обучающиеся в возрасте от 15 лет и старше дают добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно.
– Да, могут. Родители или законные представители детей могут выступать наблюдателями. Это регламентируется приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».
– В Краснодарском крае результаты тестирования анализируются кафедрой педагогики и психологии краевого Института развития образования. Это обезличенный анализ, никто не знает имен детей, которые показали тот или иной результат! Эксперты института дают методические рекомендации образовательным организациям для работы с выявленной «группой риска». По итогам тестирования с обучающимися, попавшими в «группу риска», психолого-педагогической службой будет проведена индивидуальная работа, родителям при необходимости будет предложена психолого-педагогическая помощь.
Основной принцип подведения итогов тестирования – «Не навреди». После теста ребенок получает обратную связь в виде краткого описания психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях.
– Конфиденциальность – один из главных принципов тестирования. Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Сведения о конкретном ребенке не отправляют ни участковым врачам-наркологам, ни в полицию, ни в другие контролирующие органы. Результаты могут узнать только сам ребенок и его родители. И только добровольно они могут обратиться за помощью к психологам либо медикам.
– НЕТ. Вопросы тестирования не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.
– ДА – если вы понимаете значимость проблемы и необходимость активных действий по предотвращению вовлечения ваших детей в наркопотребление;
– ДА – если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойства в отношении своего ребенка;
– ДА – если вы активны и приветствуете профилактические меры в интересах ваших детей.
Миф: «Я хорошо знаю своего ребенка и сразу пойму, если он что-то употребляет».
Правда: в большинстве случаев родители обнаруживают, что их сын или дочь употребляют наркотики через 3–4 года после первой пробы. Подросткам удается долгое время скрывать употребление и убеждать родителей, что «все хорошо».
Миф: «В том, что мой ребенок начал употреблять наркотики, виновата плохая компания»
Правда: исследования показывают, что дело не в компании, а в проблемах взаимоотношения в семье. Если эти проблемы не решаются, то подросток попадает в компанию, употребляющую наркотики.
Миф: «Нужно изолировать подростка от «дурной компании», и все будет хорошо»
Правда: опыт показывает, что трудно оградить подростка от наркотиков, если не улучшить отношения в семье, а в этом может помочь обращение к специалистам.