Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Как поднять «поколение гаджетов»

Как поднять «поколение гаджетов»
Анастасия Прут
Фото: Антон Приходько
«КН» продолжают проект «Спасибо, учитель!», приуроченный к Году педагога и наставника. Сегодня мы хотим познакомить вас с инструктором по физической культуре детского сада № 42 станицы Новопокровской Анастасией Прут. Она стала обладателем нагрудного знака «Молодость и профессионализм» от Министерства просвещения Российской Федерации.

Малыши, физкульт-привет!

О том, что будет педагогом, Анастасия Прут знала всегда. Ну какой еще, скажите, жизненный путь может выбрать девчонка, в семье которой два поколения учителей физкультуры? Дедушка, Владимир Васильевич Рудиянов, всю жизнь прививал любовь к спорту сначала школьникам, потом студентам педагогического училища. Мама, Лариса Владимировна Бажинова, с детства увлекалась баскетболом и, окончив педучилище, тоже пошла работать учителем в школу.

Можно сказать, что судьба Анастасии была предрешена. Она активно занималась волейболом, в юности играла за сборную Краснодарского края, окончила университет физической культуры, спорта и туризма.

– Я точно знала, что буду тренером. Только вот что моим спортсменам будет по два-три годика, даже представить себе не могла, – смеясь, рассказала Анастасия.

Дети – они ведь как взрослые, каждый со своим характером, каждый требует уважения. Только подходы к разным возрастам должны быть разными.

Но так уж сложилась жизнь: после окончания вуза новоиспеченный тренер по волейболу пошла работать не в спортшколу, а в краснодарский детский сад. Да еще и в первые месяцы была не инструктором по физкультуре, как предполагал диплом, а воспитателем в ясельной группе.

– Признаюсь, было немного страшно. Но мне очень повезло, что на группе уже были два опытных воспитателя. Они и стали моими первыми наставниками в дошкольной педагогике – этому не учили в университете, приходилось набираться опыта и знаний уже в ходе работы. Что-то я перенимала у взрослых коллег, что-то делала по-своему. Но поняла главное: с малышами очень трудно. А в яслях могут работать только педагоги от Бога, которые не просто имеют крепкие нервы, но и искренне любят детей.

Делай, как я

Несколько лет назад Анастасия Прут вернулась в родную станицу Новопокровскую и пришла работать в детский сад № 42 – тот самый, в который когда-то ходила сама. Группы здесь гораздо меньше, чем в городе, не больше 20 человек, работать в них легче, не приходится делить на подгруппы.

– Я не очень строгий педагог, а в каждом ребенке стараюсь видеть личность, – рассказала Анастасия. – Дети – они ведь как взрослые, каждый со своим характером, каждый требует уважения. Только подходы к разным возрастам должны быть разными.

Самых маленьких, у которых всегда глаза на мокром месте и которым хочется домой, прежде всего надо заинтересовать и отвлечь от мыслей о папе и маме. В помощь инструктору – веселая музыка и интересные игры. Чаще всего малыши быстро вовлекаются в процесс и слезы куда-то уходят. Ну а если настроение не улучшилось – не беда, можно остаться в группе с няней. У взрослых ведь тоже бывает, что все валится из рук и день не задался. Почему мы считаем, что у детей все по-другому?

– Без знания психологии педагогу никуда, – уверена Анастасия. – Надо всегда интуитивно понимать, где требовать дисциплины и результата, а где просто погладить ребенка по голове и оставить в покое. Бывает, сразу дети включаются в занятия и все идет как по маслу. А бывает, предлагаешь изобразить кошечку и начинаешь это показывать, ползаешь на четвереньках, а они только смотрят на меня удивленными глазами: что происходит?! В университете не было дошкольной кафедры, нам не рассказывали, как организовать два десятка «стоящих на голове» дошколят. Там предполагали, что на занятия к тренеру приходят более взрослые дети. Но если ставишь себе цель в чем-то разобраться и любишь работу, все обязательно получается.

Ювелирная работа

Педагог – это ювелир человеческих душ, уверена Анастасия Прут. Только от него зависит, станут ли маленькие дети прекрасными сверкающими бриллиантами или так и останутся неограненными алмазами, таланты которых не раскрыты.

– От того, какой взрослый попадется на их пути, зависит очень многое. Каким будет этот маленький человек. Например, даже у малышей можно разглядеть тот стержень в характере, который необходим настоящим спортсменам. Родители чаще всего очень загружены работой, а воспитатели целый день с детьми и могут дать какие-то рекомендации. Если ребенок на моих занятиях активен, сразу включается в игру, рвется к победе, я советую уже до школы найти спортивную секцию по душе, – рассказала Анастасия.

Своего шестилетнего сына Анастасия уже отдала заниматься футболом. Потому что любой спорт – это не только про физкультуру, но и про интеллект. На тренировках не просто накачают мышцы, но и научат командному взаимодействию, правилам общения, тактике и стратегии игры.

Педагог – это ювелир человеческих душ, уверена Анастасия Прут. Только от него зависит, станут ли маленькие дети прекрасными сверкающими бриллиантами или так и останутся неограненными алмазами, таланты которых не раскрыты.

– Мой сын походил на тренировки всего полгода, и я увидела результат. Он гиперактивный, энергия бьет через край, и сначала тренера не слушал, баловался, шалил, не понимал, что это такое и зачем его сюда позвали. А сейчас перемены налицо: появилась дисциплина, есть много новых друзей. Спорт меняет людей, – уверена Анастасия.

А вот станет ли когда-нибудь сын профессиональным спортсменом, мама пока не знает. Все-таки спорт высоких достижений должен быть делом всей жизни. Ему надо отдавать все свободное время, не распыляясь на другие увлечения.

– Мне как маме это не сильно нравится, я за разностороннее развитие, – призналась Анастасия. – Сыну уже сейчас очень интересна медицина. Он смотрит видео про операции, хочет быть офтальмологом. Надеюсь, спорт останется с ним на всю жизнь в качестве увлечения, и он будет медиком с хорошей физической формой, а не профессиональным футболистом.

Встаем с диванов

К «поколению гаджетов», по мнению Анастасии Прут, необходим особый подход, не похожий на методики прошлого века. Именно поэтому на своих занятиях она постоянно применяет так называемые «информационно- коммуникативные технологии».

– Если детям просто сказать, что смотреть мультики на диване плохо, а бегать и прыгать хорошо, никто не поверит. Я беру какой-то обучающий мультфильм, добавляю к нему двигательную активность, и это уже не просто «сели на диван и уткнулись в телевизор». Например, под мультсериал «Развлечеба» с веселым котом Кубокотом мы играем в светофор. Малыши берут платочки, ходят врассыпную, потом музыка перестает играть и всем надо встать в светофор: красный, желтый, зеленый. Получается, вроде бы и мультфильм посмотрели, и побегали, интересно провели время. Для современных детей это важно, – считает Анастасия.

Сейчас и дети, и взрослые очень мало двигаются – к сожалению, это грустные реалии нашего времени. Хотя бы немного исправить ситуацию помогают педагоги-физкультурники. Но свою функцию в этом Анастасия считает второстепенной: ведь воспитывает все же не детский сад, а семья.

– Что такое хорошо, а что такое плохо, должен рассказывать родитель. А в детском саду воспитатель просто закрепит эти знания. Недавно у нас проходил марафон-квест, в ходе которого надо было пройти по самым значимым местам станицы и выполнить разные задания. Мы просто подали идею, придумали, подтолкнули в нужном направлении. А родители с удовольствием встали с диванов и провели время с детьми. Дети поняли, как здорово двигаться и гулять по родной станице. И те, и другие приятное совместили с полезным. А значит, моя задача выполнена.