Обращаясь за медицинской помощью по полису обязательного медицинского страхования (ОМС), многие забывают или не знают, что часть услуг, которые иногда предлагают оплатить в поликлинике, оказывается бесплатно. За ответами на 10 самых популярных вопросов об этом мы обратились к директору Краснодарского филиала «СОГАЗ-Мед» Людмиле Тарабара.
Что делать, если:
1. Просят доплатить за обезболивание
– Программой государственных гарантий предусмотрена не только местная анестезия, но и наркоз. Так что обезболивание вам должны обеспечить бесплатно.
2. Предлагают оплатить пломбу
– C 01.01.2019 года установка светоотверждаемых (фотополимерных) пломб в ряде регионов (не во всех субъектах РФ) включена в Территориальные программы ОМС. На этих территориях светоотверждаемые пломбы должны устанавливаться бесплатно.
3. Требуют оплатить установку хрусталика глаза
– Имея на руках действующий полис ОМС, пациент может получить все дорогостоящее лечение с применением хрусталика высокого качества бесплатно и независимо от возраста.
4. Просят заплатить за швы после родов
– Гражданам РФ амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при беременности, патологии беременности, родах и абортах, стационарная помощь в период новорожденности, а также лекарственная помощь в соответствии с законодательством предоставляется бесплатно.
5. Не проводят бесплатный анализ на гормоны
– Если гормональные исследования проводятся по назначению врача (например, при болезнях эндокринной системы, невынашивании беременности, бесплодии и так далее), то платить вы не должны. А вот проверять уровень гормонов для профилактики придется платно.
6. Предлагают оплатить инструментальное обследование, чтобы сократить срок его ожидания
– В 2022–2023 годах, согласно постановлению Правительства РФ от 28.12.2020 года № 2299, сроки проведения инструментальных (рентген, УЗИ и так далее) и лабораторных исследований, компьютерной томографии, МРТ и ангиографии при оказании первичной медпомощи не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения. В случае подозрения на онкологические заболевания этот срок не должен превышать 7 рабочих дней.
7. Не дают направление к специалисту
– Предположим, вы хотите попасть на прием к пульмонологу, эндокринологу или другому узкому специалисту, а терапевт не дает направление, потому что не видит оснований. По сути это означает, что за консультацию профильного врача придется заплатить. В данном случае вы можете написать заявление о замене лечащего врача или сменить медицинскую организацию (такие переходы допускаются не чаще одного раза в год).
8. Лечащий врач рекомендует оплатить назначенные им исследования, которые будут проводиться в другом лечебном учреждении, так как в данном нет возможности их провести
– В соответствии с законодательством РФ при наличии медицинских показаний для проведения исследования, отсутствующего в медицинском учреждении, пациент должен быть направлен в другую медицинскую организацию, где все необходимые исследования предоставляются бесплатно по программе ОМС.
9. В больнице говорят, что нужно купить расходные материалы
– Нередко родственникам пациента, который лежит в больнице, сообщают, что нет лекарственных средств, игл, шприцев, капельниц, контрастных веществ для проведения обследования и так далее. На самом деле лекарственные препараты и изделия медицинского назначения для стационаров проходят очень жесткую процедуру отбора и должны предоставляться бесплатно.
10. Не дают направление на бесплатный массаж
– Массаж, лечебная физкультура и прочие реабилитационные мероприятия должны предоставляться бесплатно, если для них есть медицинские показания. Однако из-за больших очередей срок ожидания может занимать некоторое время.
Как решить эти вопросы?
– Прежде всего необходимо обратиться к руководству медицинского учреждения. Это может быть заведующий отделением, заместитель главного врача по лечебной работе или главный врач, которые могут на месте разрешить возникшую ситуацию. Если договориться не получилось, обращайтесь в страховую медицинскую компанию, выдавшую вам полис ОМС. Если за услугу все же пришлось заплатить и факт оплаты возможно доказать, притом что в бесплатной помощи было отказано (это тоже надо доказать), можно потребовать возмещения материальных затрат, обратившись в свою страховую компанию. Если же деньги были переданы в конверте лично врачу, то вернуть их будет невозможно.
Если вы застрахованы в компании «СОГАЗ-Мед» и у вас возникли вопросы о системе ОМС, вы можете обратиться за помощью к страховым представителям на сайте sogaz-med.ru, используя онлайн-чат, по телефону круглосуточного контакт-центра 8 (800) 100-07-02 (звонок по России бесплатный) или в офисах компании «СОГАЗ-Мед».
Реклама. АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» www.sogaz-med.ru