Кубанские Новости
Общество

Гранты, проекты, стартап: к чему приводит творческий подход в обучении

Гранты, проекты, стартап: к чему приводит творческий подход в обучении
Фото: Владислав Шишка и Кирилл Пузановский в лаборатории робототехники КубГУ.
Студенты Кубанского госуниверситета создали подводного робота и систему поиска неисправностей в сельхозмашинах под руководством своего преподавателя.

Говорят, что самые важные люди встречаются в начале нашего жизненного пути. Этими людьми становятся те, кто опытнее нас, рассудительнее, одним словом – мудрее. И те, кто способны раскрыть наш потенциал, не требуя ничего взамен, кроме успеха и достижений.

Мы часто общаемся с учащимися вузов, и все, как один, они утверждают, что своему успеху обязаны, прежде всего, преподавателю или научному руководителю. И студент физико-технического факультета КубГУ Владислав Шишка – не исключение.

К третьему курсу он успел добиться немалых высот – под руководством своего педагога Кирилла Пузановского создал подводного телеуправляемого робота для мониторинга и поиска загрязнений, а позже выиграл грант на реализацию стартапа по созданию той же разработки, но уже в промышленных масштабах.

Однако сам Владислав, говоря об идее создания своего проекта, отмечает, что она бы не воплотилась в жизнь, если бы не его наставник.

Роботизированный водный житель

– Еще до поступления я увлекался разработками, но уже в университете, познакомившись с Кириллом Вячеславовичем, позже ставшим моим научным руководителем, стал основательно заниматься созданием различных роботов. Одного из них я спроектировал специально для научного конкурса «Студенческий стартап», в котором мне посчастливилось занять ведущее место, – рассказал нам Владислав.

Сейчас автор робота для мониторинга загрязнений вод работает над внутренней частью своей разработки – герметичной капсулой для электроники, с помощью которой аппарат и будет передавать информацию о подводном мире человеку.

Эту и другую колбу Влад планирует поместить в корпус своего аппарата. Если в первой будут находиться все электронные части робота, то во второй – специальная камера, необходимая для фиксации событий из мира природных и искусственных вод. Еще одно явное преимущество разработки заключается в возможности «брать» пробы воды и грунта для дальнейшего анализа образцов в лаборатории.

Чтобы завершить проект, Владу понадобится еще порядка восьми месяцев. Однако уже сейчас есть люди, заинтересованные в конечном результате его работы.

Нейро-помощник

Нашел интерес промышленного партнера и другой проект, созданный также на базе лаборатории КубГУ. Разработка связана с поиском неисправностей в сельскохозяйственной технике и в целом в габаритных производственных машинах.

– Система работает на основе гидравлики, нейросети и датчиков температуры. Последние в синтезе с алгоритмами ИИ выявляют неполадки в работе узлов и агрегатов, – поделился с нами Кирилл Пузановский.

Производственные машины стоят больших денег, а вот температурные датчики – всего ничего. При внедрении системы поиска неисправностей производители смогут значительно сэкономить, вовремя починив элемент или узел, от которого зависит эффективность работы машины.

– Вовремя сделанный ремонт сокращает расходы в десятки, сотни, а то и тысячи раз, – завершил рассказ о разработке руководитель лаборатории.

Симбиоз науки и техники

Сам Кирилл Пузановский уверен, что техническое направление идет в ногу с научным. Современные реалии требуют инновационных решений, которые не могут существовать без технических разработок.

– Я учу ребят не только разрабатывать те или иные устройства, но еще и проводить научные исследования в рамках работы над своими проектами. Мы проводим анализ проделанной работы, чтобы устройства лучше выполняли задуманные функции. Таким образом, к четвертому курсу студенты получают не только опытный образец, который может предлагать решение определенной проблемы, но еще и полноценную исследовательскую работу, подтверждающую, что выбранное решение является оптимальным, – отметил преподаватель.

Благодаря такому подходу студенты и стремятся попасть в лабораторию, и прежде всего потому, что знают: к выпуску они смогут получить не только реальные знания в техническом направлении, но еще и стать авторами действительно уникальных разработок.

За несколько лет существования лаборатории на базе факультета особо инициативные ребята выиграли гранты на реализацию своих задумок, а некоторые из студентов и вовсе основали свой стартап.

«Зачетный» робот

Но как разжечь тот огонь в сердцах юношей и девушек? Как показать, что выбранное ими направление является актуальным и может дать им реальные возможности для развития? Один из вариантов – применение креативных способов обучения.

Студенты руководителя лаборатории Кирилла Пузановского знают: чтобы получить зачет по его дисциплине им необходимо «запрограммировать» свои знания – смоделировать и собрать робота. Сам зачет не менее креативный: вместо традиционного формата «вопрос – ответ» он предполагает соревнование, на котором все студенты должны будут показать собранные и запрограммированные своими руками телеуправляемые машинки в работе.

– Каждый студент должен выбрать время для заезда своего робота, чтобы тот в автоматическом режиме преодолел необходимую дистанцию. Если робот сможет вовремя оказаться на финише, студент получает зачет, – поделился с нами Кирилл Пузановский.

Вот уж действительно – место творчеству найдется везде, где приветствуется креатив. В стенах лаборатории физико-технического факультета, как и в творческой мастерской, художников – с избытком. Правда, вместо красок художники с техническим складом ума свои произведения создают платами и проводами.

Говорят, что самые важные люди встречаются на нашем пути в его начале. Говорят, что этими людьми зачастую становятся те, кто мудрее нас и кто смог превратить искру нашего таланта в яркое пламя.

Посмотреть на телеуправляемого подводного робота в работе можно в Telegram-канале "Наука и точка".