Тогда она даже не понимала, что стала не просто звездой церемонии открытия и закрытия Игр-2014, а частью большой истории. В то время у нее была мечта – взойти на олимпийский пьедестал в качестве спортсменки. На тот момент 11-летняя Лиза занималась художественной гимнастикой и целыми днями пропадала на тренировках.
«КН» встретились с «девочкой Любой» спустя 10 лет и узнали, как изменилась ее жизнь.
– Ты помнишь, как все начиналось?
– В Краснодаре состоялся кастинг: со всех спортшкол отбирали девочку с русыми волосами. Обо мне изначально не могло быть и речи: я темненькая и на русскую не очень-то похожа. Но мне сказали все равно выступить с командой. Помню, танцевали вальс с лентой. Через какое-то время маме позвонили и сказали, что мы едем в Москву на съемки «Азбуки» – представления, которое должны были показывать в начале церемонии открытия. Оказалось, что меня заметил хореограф воздушных гимнастов, директор воздушных постановок в Лондоне-2012 Фил Хайс.
– То есть тебя выбрали без всяких связей?
– Все этому удивлялись. У меня родители – таксисты, обычные люди. И когда пассажиры заводили разговор про Олимпиаду, то были уверены, что «девочку Любу» кто-то пропихнул. А папа им улыбался и говорил: «Это моя дочка».
Лиза Темникова на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Фото: РИА НОВОСТИ
– Какая у тебя была реакция? Ты обрадовалась, что именно тебя выбрали на главную роль?
– Я расплакалась. Но не от радости. Просила выбрать кого-то другого. Потому что полностью была в гимнастике, любила ее до безумия, не хотела никуда уезжать и пропускать тренировки.
– Долго готовились к открытию?
– Три месяца мы тренировались в краснодарском цирке, чтобы я привыкла к высоте и могла держать тело в вертикальном положении. Это только кажется, что все легко, мол, меня подвесили, и я полетела. Нет. Нужно было постоянно держать мышцы в напряжении. Если расслабишься, то упадаешь вниз головой.
Затем еще два месяца готовились и жили в Сочи. Несколько раз ездили на съемки в Москву. Перед этим около 8 часов я провела в кресле у парикмахера, чтобы окраситься в русый цвет. Но оказалось, что детский волос непредсказуемый, и на утро я проснулась с огненно-красной головой. За ночь волосы изменили цвет. Пришлось все переделывать.
– Ты парила под куполом «Фишта» – на нереальной высоте. Страшно было?
– Нет, я не боюсь высоты. Моя заветная мечта – прыгнуть с парашютом. Я до мелочей все отработала на репетициях, плюс со мной постоянно разговаривали через наушник, подсказывали, куда голову поворачивать, когда рот открывать, будто я пою.
– Но ты понимала, что тебя сейчас транслируют на весь мир?
– Нет. Единственное, когда меня только подняли и я увидела, сколько людей в зале, подумала: «Вау, круто!» Но то, что я теперь звезда – такого не было. Скорей всего, эмоций больше испытывала мама. Она плакала, радовалась. Я, в принципе, очень закрытый человек.
– Тебе тогда заплатили за выступление?
– Как сказали организаторы: «Ребенку не платят». Маме выплатили компенсацию 60 тысяч рублей, ведь она тогда не работала и постоянно находилась со мной. Но не в деньгах дело. Все понимали, что это событие мирового масштаба будет со мной навсегда и участие в нем – бесценно. Каждый ребенок мечтал оказаться на моем месте.
– Как тебя встретили после открытия Олимпиады в школе?
– Конечно, присутствовала зависть. Меня гнобили, рвали сапоги на уроках физкультуры. Никто ничего не говорил в лицо, все было исподтишка. Мама ходила разбираться, но как сказали учителя: «Это только 4-й класс, дальше будет хуже». И я ушла на домашнее обучение, тем более мне надо было подтянуть результаты в спорте, потому что для гимнастики три дня прогулов – это кошмар, а два месяца – катастрофа. После Олимпиады у меня было по две-три тренировки в день. Утром я уходила из дома, ночью приходила. Плюс промежуток для переезда из одного зала в другой. Поэтому ходить в школу даже не было времени. В 7-м классе, когда началась подготовка к ОГЭ, я вернулась туда, но училась уже в другом классе, и про меня все, слава богу, забыли.
– 10 лет назад ты сказала, что мечтаешь стать участницей Олимпиады только в качестве спортсмена…
– Мне предлагали выступать за сборную Беларуси на Играх в Токио, но так как я лицо сочинской Олимпиады, лицо России, я отказалась.
Получила разряд мастера спорта, и это, мне кажется, мой максимум в художественной гимнастике. Затем перешла в эстетическую гимнастику, где участие на чемпионате мира – самое масштабное, что может быть, так как это не олимпийский вид спорта. Стала чемпионкой мира в командном зачете и ушла. Сейчас полностью погружена в танцевальную индустрию. Преподаю фрэйм-ап (соблазнительный танец на высоких каблуках. – Прим. авт.) и хочу дальше расти в этом направлении.
– А как же мечта стать великой гимнасткой? Ты так долго к ней шла…
– Я всю жизнь занималась гимнастикой, а это каждодневные тренировки с утра до вечера, и больше ничего. Психологически и эмоционально – очень тяжело. Постоянно нужно контролировать вес. Плюс мне хотелось развиваться не только как спортсмен, но и как личность. В итоге в 15–16 лет мне это сильно надоело. Год я себя мучила, не хотела ходить на тренировки, меня прям заставляли.
– То есть это было взрослое и взвешенное решение?
– Конечно. Я сообщила об этом маме, она сказала: «Сначала найди, куда ты будешь уходить, чтобы потом нам мозг не вынесла».
Написала своему хореографу, какие в Краснодаре есть танцевальные школы. Она посоветовала одну студию. Там как раз был день открытых дверей. Думаю, дай схожу, посмотрю. Как всегда, очень долго собиралась и успела только на последний класс. Это был «вог». Мне стало интересно. Год я познавала этот стиль танца. Очень изменилась внутренне: стала более общительной и нравится себе.
– Но сейчас ты танцуешь на стрипах – высоченных каблуках?
– Да. Впервые этот стиль я увидела в «Танцах» на ТНТ и подумала: «Хм, интересно». Тогда я уже преподавала растяжку в студии, и у нас была тренер по «фрейм апу». Однажды у них заболела одна девушка и надо было записывать видео. И она мне говорит: «Приходи на съемку». Я оторопела, ведь у меня даже туфлей нет. А она говорит: «Я тебе дам свои». И все, я влюбилась в это направление. Хотя в обычной жизни терпеть не могу каблуки.
Здесь также есть различные чемпионаты, выступаю как соло, так и в команде.
Недавно получила сертификат и теперь сама преподаю фрейм ап.
Что такое «фрейм ап»?
Современный «фрейм ап» – это танец на основе стрип-пластики с элементами джаз фанк, хай хилс и брейк данс. Большая часть элементов исполняется на полу и требует виртуозного владения собственным телом. Техничность и музыкальность – основные «фишки» направления.
– Есть мнение, что из художественной гимнастики невозможно перейти в танцы и стать хорошим танцором. Ты согласна?
– Конечно, гимнастку в танцах видно сразу. Но это не значит, что они плохие танцовщицы. Сейчас есть много бывших крутых девчонок, которые перешли из гимнастики. Поэтому все возможно, если захотеть.
– О чем ты сейчас мечтаешь?
– Хочу стать известной танцовщицей в стиле фрейм ап и хорошим преподавателем.