Анастасия Ферафонтова родилась в Кемерово, в Санкт-Петербурге получила высшее образование в экономической сфере. Там планировала жить и работать, но 10 лет назад приехала в Сочи в гости к маме и осталась. По словам девушки, здесь она нашла себя и любимую профессию.
– Моя мама всю жизнь работала преподавателем физики. Благодаря ей я и попала в профессию. В 2020 году прошла переподготовку и стала учителем математики. К слову, старший брат тоже преподает информатику в школе, – рассказала Анастасия. – Сначала год работала в Академическом колледже, потом мама позвала в школу № 13. В 2022 году на Мамайке открылась новая школа № 19, и меня пригласили туда. Работа в колледже и школе отличается. В колледже нет ежедневной обратной связи между учителем и учениками. В школе же педагог каждый день общается с детьми, видит результаты предыдущих уроков.
Самое сложное в начале профессионального пути, по словам Анастасии, – выдержать первые несколько недель, когда ученики испытывают тебя, устраивают проверку на прочность, прощупывают, что можно делать, а что нет. В такие моменты очень выручает поддержка коллег, которые подсказывают, как двигаться в нужном направлении. Однако главная мотивация – это дети. Когда видишь, что они с удовольствием приходят на урок, интересуются, показывают результат своих стараний, это дорогого стоит.
– Моя главная задача – научить детей логически думать, развить их мышление, – убеждена учитель. – Не каждому в жизни пригодятся формулы и другие специализированные знания. Но умение анализировать и применять это в жизни пригодится всем. Моя миссия как педагога – вдохновить каждого ученика на новые цели и успехи.
Сейчас Анастасия ведет уроки математики в девятом классе, а также занимает должность заместителя директора по учебно-методической работе. Самое главное в работе педагога, уверена она, – любить детей. Даже ругать своих учеников можно по-разному. Некоторые учителя так отчитывают, что школьники потом не хотят ходить к ним на уроки. А ведь они еще дети, которым надо объяснить, за что их наказывают, чтобы они осознали свой проступок и сделали выводы. То же касается и родителей учеников, с которыми также необходимо взаимодействовать. Ведь любую проблему можно решить в разговоре. Порой человеку просто надо дать высказаться и выслушать его.
Первый раз Анастасия участвовала в конкурсе «Учитель года Кубани» в 2022 году. Тогда она стала лауреатом муниципального этапа в номинации «Молодой учитель Сочи». Спустя год в ноябре 2023-го еще раз попробовала, в другой номинации. В итоге девушка выиграла и вместе с коллегой, учителем географии лицея № 59 Юлией Тищенко, представляла город на краевом этапе.
Краевой профессиональный конкурс «Учитель года Кубани» проводится ежегодно министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Краснодарской краевой организацией Общероссийского профсоюза образования и Институтом развития образования Краснодарского края.
В 2024 году конкурс «Учитель года Кубани» прошел в 31-й раз. За время проведения в муниципальном этапе приняло участие более 13 тысяч педагогов, а на краевом этапе конкурса – более 1,3 тысячи человек. Победители достойно представляют регион на федеральном уровне. За последние семь лет лауреатами «Учителя года России» стали три кубанских педагога, один учитель был абсолютным лидером всероссийского конкурса.
В этом году в оргкомитет поступило более полутора тысяч заявок, в финале встретились 52 учителя, признанных победителями в своих школах и муниципалитетах. Финал конкурса проходил с 19 по 22 марта в Краснодаре. Конкурсанты прошли заочный отбор – написали педагогический диктант, представили медиавизитку и публичное выступление на тему традиционных ценностей. По итогам заданий определились 15 лауреатов, которые прошли в очный тур. Здесь педагоги презентовали методическую мастерскую, где показали свои наработки, а также провели урок со школьниками и ответили на вопросы. По результатам этапа определилась пятерка призеров. Заключительными испытаниями для них стали мастер-классы и выступление об актуальных задачах отечественного образования. Анастасия с честью прошла все испытания и завоевала главный титул.
– Самое сложное было не спать ночами, – смеется победительница. – Конкурс – это стимул, он помогает двигаться и развиваться дальше. Конечно, каждый идет туда за победой, иначе зачем вообще участвовать. Но в том, что я действительно выиграю, уверенности не было. Сначала ставила планку войти в число 15 лауреатов, потому что в последние годы сочинские участники показывали на конкурсе хорошие результаты, и мне тоже хотелось быть на уровне. Когда попала в их число, решила, что теперь точно надо оказаться в пятерке. А дальше такой азарт появился, что я подумала: будь что будет, и показала свой максимум. В итоге все получилось.
На конкурсе Анастасия представила одну из своих разработок – электронную систему карточек, прием для запоминания терминов и формул, который помогает школьникам сохранить в памяти необходимую информацию и удобно ее повторять. Для реализации методики преподаватель настроила под свою работу приложение, которое стало результативным и удобным. Этот элемент помог педагогу добиться высокой успеваемости учеников и вызвал большой интерес на конкурсе со стороны коллег.
Во время испытаний Анастасию поддерживали друзья, коллеги, родные – мама, брат, муж, сын. После победы сочинка приняла массу поздравлений, но самым важным и дорогим стало напутствие от губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева.
– «Учителем года Кубани» стала преподаватель математики в сочинской школе № 19 Анастасия Ферафонтова. Внедрение креативных методик и собственных разработок обучения в таком сложном предмете школьной программы помогло Анастасии добиться высокой успеваемости учеников. А также стать лучшей среди 50 сильнейших педагогов края. Следующий этап – представление нашего региона на всероссийском конкурсе. Желаю удачи! – написал Вениамин Кондратьев в своих социальных сетях.
Организаторы мероприятия отмечают, что в последние годы в конкурсе все чаще участвуют молодые учителя, и это отражает общую тенденцию отрасли: в школы края приходят работать молодые кадры. Для них стать «Учителем года» – это не только соревнование, но и возможность перенять ценный опыт. Средний возраст конкурсантов в нынешнем году – 38 лет, стаж – от трех до 33 лет. Среди участников больше всего было учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики, английского языка.
Теперь Анастасия Ферафонтова представит Краснодарский край на Всероссийском конкурсе «Учитель года России», который состоится в сентябре 2024 года.
Тем временем
Лучшим «Директором школы Кубани» в этом году признана Галина Николаенко из Северского района. Впервые в школу № 43 станицы Северской она пришла ученицей первого класса. После получения аттестата вернулась в учебное заведение пионервожатой, затем работала педагогом-организатором, учителем, была классным руководителем. Пять лет назад стала директором, собрав вокруг себя творческую и инициативную команду единомышленников, которая вывела школу в лидеры района. Всего за 15 лет проведения конкурса «Директор школы Кубани» в нем приняло участие более 800 руководителей образовательных организаций.