Кубанские Новости
Общество
Анастасия Зинченко

Сборная КубГУ стала победителем краевого этапа Всероссийской киберспортивной студенческой лиги

Сборная КубГУ стала победителем краевого этапа Всероссийской киберспортивной студенческой лиги
В киберкоманде КубГУ собрались ребята из разных сфер, есть здесь программисты, экономисты и даже химики.
Фото: Юрий Ходзицкий
Соревнования прошли в Краснодаре, в них участвовали 180 человек из пяти муниципалитетов.

Сражались ребята в четырех видах программ – боевая арена, трехмерный тактический бой, стратегия в реальном времени и файтинг. Победу одержала сборная Кубанского госуниверситета.

Мы пообщались с командой победителей и их кибернаставниками, чтобы узнать, что такое компьютерный спорт и что собой представляют соревнования в трехмерном пространстве.

Спорт с приставкой «кибер»

Сначала разберемся с тем, что такое киберспорт. Его еще называют компьютерным или электронным спортом. По сути это индивидуальные или командные соревнования на основе компьютерных игр. Получается, что кибератлеты – это геймеры, которые превратили свое увлечение в серьезную профессию.

В 2016 году компьютерный спорт вошел в список признанных видов спорта в России. Киберспортсмены даже получают официальные спортивные звания и различные награды не только в виртуальном мире, но и в реальной жизни.

Кибератлеты – это геймеры, которые превратили свое увлечение в серьезную профессию.

– Профессиональные команды зарабатывают на этом деньги. Они не участвуют в соревнованиях по краю, стране и так далее. Такие команды играют в профессиональной лиге, между такими же клубами. Как только в России в 2016 году появилась Федерация компьютерного спорта, КубГУ тоже решил создать свою сборную. Университет предоставил помещение, с первых призовых купили необходимое оборудование, – рассказал заместитель начальника управления IT университета Виталий Талах.

Компьютерный спорт сегодня развивается очень быстрыми темпами. В этом году, например, в Казани проходил мультиспортивный турнир «Игры будущего», где дисциплины совмещали классический спорт, киберспорт или технологии дополненной реальности.

Почти как бокс, только круче

Стать кибератлетом может далеко не каждый. Геймеры должны усердно прокачивать свое мастерство, готовясь к соревнованиям. В этом виде спорта нет места элементу случайности. Так, например, киберспорт часто сравнивают с боксом, потому что один из главных залогов успеха в игре – это скорость реакции. У профессиональных геймеров она может составлять до 11 миллисекунд.

– Степень реакции киберспортсмена примерно такая же, как у боксера. Но тут большую роль играет именно предрасположенность к этому виду спорта, – рассказал Виталий Талах. – К примеру, у нас в сборной есть ребята, которые играют только год, а уже защищают честь университета на соревнованиях. Мне 35 лет, я играю с детства, но намного хуже, чем они. И я понимаю, что в любой игре ни на один из этих уровней никогда не поднимусь. Причин может быть много – возраст или отсутствие предрасположенности к такому роду занятий. То есть все это еще надо изучать с научной точки зрения: что происходит в голове геймера, его нейромышечную связь, мелкую моторику и прочее. Научная подоплека в киберспорте есть. В инновационном центре «Сколково» ему посвящают целые исследования. Особенно это касается игры Counter-Strike, потому что геймеры – это будущие операторы боевых машин и роботов. Специалисты там анализируют, куда игрок смотрит, как быстро он реагирует.

Идеальный спортсмен

Настоящий кибератлет должен быть не только быстрым, но и выносливым, поскольку зачастую турниры могут длиться очень долго. Больше времени занимает только подготовка к ним.

– Порой бывает, что приходится с утра и до ночи сидеть и играть. Но надо понимать, что с первого раза может и не получиться выиграть. Чтобы стать киберспортсменом, необходимо постоянно тренироваться. То есть человек должен постоянно смотреть в монитор и отрабатывать скорость, реакцию, тренировать память. Для этого требуется выносливость и усидчивость, – объяснил инженер-программист Николай Алексеев.

Для ребят, которые участвуют в командных дисциплинах, по словам Николая, важно отрабатывать еще и навыки тимбилдинга, а также развивать стратегическое мышление, чтобы добиться результата. Быстрая обучаемость, работоспособность и стрессоустойчивость – тоже немаловажные для киберспортсмена качества.

Враги повержены

Региональный этап Всероссийской киберспортивной студенческой лиги проходил два дня. В первый день соревновались по дисциплинам Dota 2 и Tekken 8, во второй – CS 2 и StarCraft 2.

Сборную Кубанского государственного университета представляли в Dota 2 Егор Горожеев, Николай Зайцев, Кристиан Фарышев, Эдуард Духу, Илья Черноус, в Counter-Strike 2 Андрей Дерябин, Владислав Черняев, Кирилл Осокор, Валентин Шебека, Александр Иванов, в StarCraft 2 Артем Романов, в Tekken 8 Борис Тен.

Киберспорт часто сравнивают с боксом, потому что один из главных залогов успеха в игре – это скорость реакции.
Киберспорт часто сравнивают с боксом, потому что один из главных залогов успеха в игре – это скорость реакции.
Фото: Юрий Ходзицкий

– В этом году в турнире решили участвовать на удивление много вузов. Прошла жеребьевка, и нас всех распределили по турнирной сетке. В этих соревнованиях – общий зачет. Это, грубо говоря, как олимпиада. Из-за большого количества команд сделали сетку single-elimination – то есть до первого вылета. Те, кто до конца доходил, занимали первое место, кто в первом раунде проиграл – занимал последнее место. За занятые места в каждой из дисциплин присуждали очки. Так, за первое давали 105, за второе – 65, за третье – 40, за четвертое – 25 и так далее. Потом все четыре дисциплины в сумме набирали какое-то общее количество баллов, после чего по общему зачету выявлялся университет-победитель, – объяснил Николай Алексеев.

Ребятам удалось занять первые места по трем дисциплинам – Dota 2, CS 2 и Tekken 8. А вот старкрафтеру, по словам Николая, не повезло с сеткой – в первом же раунде спортсмену попался сильный противник. Но, несмотря на это, сборная КубГУ с большим отрывом стала победителем среди региональных команд. Теперь ребят ждет зональный этап лиги, где они будут представлять Краснодарский край.

Стой, читер, не пройдешь

В каждой дисциплине есть свои правила, зачастую они продиктованы алгоритмами, встроенными в саму игру, какие-то из них прописаны в регламенте лиги. К примеру, в Tekken 8 запрещены паузы. А вот в Counter-Strike, Dota 2 и StarСraft 2 останавливать игру можно только в случае случайной потери соединения, тактического тайм-аута или неисправности оборудования. Геймерам нельзя снимать игру с паузы без предупреждения.

В профессиональном спорте есть такое понятие «применять допинг». В кибермире это называется «читерить». Это когда геймер использует, например, специальные читы или баги, чтобы выиграть. Делать это, конечно, тоже запрещено.

– Читерить на соревнованиях человек не может. Сейчас эти действия регулируются правилами самой игры. Алгоритмы запрещают тебе делать подобные «неправомерные» действия. Конечно, существуют читы, но они запрещены, потому что это нелегально. Это как допинг для обычных спортсменов. Раньше, когда в играх было много багов, в правилах специально прописывали, что нельзя ими пользоваться. А сейчас разработчики устраняют в своих играх эти пробелы. Главное – пользоваться последней лицензионной версией игры, – рассказал Николай Алексеев.

В некоторых турнирах используются даже специальные программы, которые делают скриншоты каждые несколько секунд. И если возникает какая-то спорная или подозрительная ситуация, то судьи могут увидеть это на снимках. В случае нарушения регламента лиги читерам положена киберспортивная санкция вплоть до дисквалификации без права подачи апелляции.

Мой скилл лучше, чем твой

В играх для оценки скилла геймера (качества и уровня его игры) существуют рейтинги. В каждой дисциплине – свои.

– Я играю в трехмерный тактический бой Counter-Strike 2. Эта игра мне нравится потому, что она заставляет думать. То есть, если человек не размышляет перед тем, как действовать, он ничего не добьется. Мой рейтинг в Counter-Strike 2 самый большой в Краснодаре. Более того, в этой игре у меня топ-300 Европы. То есть я один из 300 лучших игроков по всей Европе, а не просто в студенческой лиге. Меня приглашали даже играть в профессиональную команду, – поделился своими достижениями киберспортсмен сборной Кубанского госуниверситета Андрей Дерябин.

По его мнению, сегодня молодежь все больше начинает интересоваться компьютерным спортом.

– Киберспорт постепенно заменяет обычный спорт. Это видно по количеству зрителей. Например, был недавно турнир, где играла наша русская команда. И это поставило рекорд по количеству зрителей – один или полтора миллиона, – сказал Андрей Дерябин.

В киберкоманде КубГУ собрались ребята из разных сфер, есть здесь программисты, экономисты и даже химики.

– Я студент факультета компьютерных технологий и прикладной математики и играю в StarСraft 2. Познакомился я с этой дисциплиной еще в 2017 году и с тех пор играю. Мне очень нравится жанр стратегии в реальном времени. Здесь есть большая карта и юниты. Вы с противниками сражаетесь за контроль над этой картой – побеждает сильнейший. В StarСraft есть три основные расы – терраны, протоссы и зерги. Я играю за зергов – это самая многочисленная раса, она похожа на гигантских жуков из «Звездного десанта». Есть червь Нидус – он похож на тех, что вы могли видеть в «Дюне», – рассказал киберспортсмен Артем Романов.