Ученые Крымского федерального университета (КФУ) обнаружили на территории Караларского природного парка в керченском Приазовье артефакты людей позднего бронзового века. Археологам удалось найти следы целого поселения, в том числе полуземлянки, в которых проживали древние люди, а также загоны для скота, сообщает РИА Новости, ссылаясь на пресс-службу вуза.
– В том месте, в котором мы предполагали наличие помещения, оно действительно было найдено. Мы попали в центр полуземляночного помещения, в котором были обнаружены камни, которые, вероятно, относятся к облицовке полуземлянки. Поскольку люди позднего бронзового века селились в углубленных в землю помещениях, стены которых облицовывали камнями. А в середине у нас показался каменный очаг, – приводит агентство комментарий заведующей отделом естественнонаучных методов в археологии Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ им. В. И. Вернадского Татьяны Смекаловой.
Проведя первые исследовательские работы, археологи установили, что на рубеже II–I тыс. до нашей эры, в эпоху бронзы, территории Керченского полуострова, выбранные учеными для изучения, были так же густо заселены, как и в античное время. Однако, в отличие от людей античного мира, «бронзовики» выбирали для жизни именно холмы, зная о том, что возвышенности смогут защитить их от суровых северо-восточных зимних ветров.
Отмечается, что вместе с археологами КФУ на одной территории трудятся и ученые Института физико-химических и биологических проблем (ИФХиБПП) РАН. Исследователи ищут на территории, выбранной для проведения раскопок, следы земледелия, скотоводства и ремесел. Помогают им в этом образцы керченской почвы – на ее основе ученые планируют впоследствии создать целую концепцию биологической памяти почв.
– Индикаторы древнего антропогенного воздействия сохраняются в почве 3,5–4 тыс. лет. Это возраст самих памятников. В культурных слоях почвы мы делаем массовые анализы микробиологических, химических, физических показателей и пытаемся таким образом раскрыть информационный потенциал почв, – рассказал заведующий лабораторией археологического почвоведения ИФХиБПП РАН Александр Борисов.