Ученые Московского авиационного института (МАИ) и Института физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН нашли способ сделать поверхности самолетов более прочными и водоотталкивающими. Последняя функция позволит защищать корпусы воздушных судов от обледенения.
Уникальность предложенного специалистами метода в создании в приповерхностном слое микрорельефа. Именно он и не позволит каплям закрепиться на обшивке и обеспечит защиту элеронов и закрылок.
Более того, защитный слой предотвратит обледенение датчиков и на корпусе воздушного судна. Это снизит риск возникновения ряда аварийных ситуаций, поскольку именно сбои в работе датчиков могут привести, например, к потере ориентации самолета.
Работает технология следующим образом. Из-за особой формы защитного слоя капли не успевают прикрепляться на поверхности самолета, поскольку быстро меняют форму на шарообразную и буквально соскальзывают вниз.
– Обработанные поверхности представляют собой шероховатости, рельеф которых изменяется на микро-, субмикро- и наноуровнях. Они создают большую площадь поверхности одновременно с малыми точками опоры. При контакте с таким материалом капля воды принимает форму, близкую к шарообразной, и соскальзывает, – приводят «Известия» комментарий ведущего научного сотрудника Лаборатории поверхностных сил ИФХЭ РАН Кирилла Емельяненко.