Кубанские Новости

Золотой костыль, затмение и баян: три невероятных дня, которые потрясли кубанских покорителей БАМа

Золотой костыль, затмение и баян: три невероятных дня, которые потрясли кубанских покорителей БАМа
Лариса Жилякова, вдова прославленного кубанского журналиста, разбирая документы своего мужа, нашла сокровища – неизданную рукопись и множество любопытных артефактов.
Фото: Михаил Ступин
В жизни покорителей тайги было всякое, но есть моменты, которые до сих пор могут присниться в кошмарных снах. Мы собрали рассказы известных людей о самых ярких впечатлениях на стройке Байкало-Амурской магистрали.

В этом году исполняется 50 лет с начала прокладки Байкало-Амурской магистрали, железной дороги в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второго магистрального железнодорожного выхода России к Тихому океану. Общая протяженность магистрали – 4300 километров. За всю историю ее строительства в нем участвовали свыше 2 миллионов человек.

Председатель Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Зайцев вспоминает, как будучи студентом истфака КубГУ отправился на БАМ в составе студенческого стройотряда «Скиф»:

– Накануне Дня целинника (31 июля 1981 года) случилось полное солнечное затмение. Мы стали свидетелями этого редкого явления в самый разгар рабочего дня. Как раз бетон привезли, а тут смолкли птицы. Газеты предупреждали, мы знали, готовились, даже стекла закоптили, но такого не ожидали. Природа будто замерла…

Лариса, вдова Заслуженного журналиста Кубани Виктора Жилякова, недавно разбирала документы своего супруга и нашла сокровища… Рукопись, которая так и не стала публикацией, множество загадочных артефактов, предназначение которых поняла только недавно. В архиве Виктора Егоровича был тот самый «золотой костыль» и фрагмент звена. Это сувенирный кусочек рельса с молотком, которым забивают толстый гвоздь.

Рядом лежал наградной Памятный знак в честь укладки «золотого звена», который стал своеобразным символом открытия сквозного движения поездов на Восточном участке БАМа 15 сентября 1984 года.

А вот и удостоверение № 108. В нем записано, что Жиляков В. Е. награждается по итогам соцсоревнования Знаком штаба ЦК ВЛКСМ «Золотое звено БАМ» 26 сентября 1984 года.

Есть в необычной коллекции «Билет почетного пассажира» первого поезда, открывшего сквозное движение на восточном участке Байкало-Амурской магистрали.

Генеральный директор и художественный руководитель Краснодарской филармонии, народная артистка России, герой труда Кубани Вероника Журавлева-Пономаренко со своим супругом, легендарным композитором и баянистом, народным артистом СССР Григорием Пономаренко дали 76 концертов на БАМе.

Именно благодаря Байкало-Амурской магистрали всю свою жизнь Вероника Ивановна будет вспоминать грузовичок «Урал».

– Именно эта машина была для артистов главным транспортным средством во время гастролей, – вспоминает Вероника Журавлева-Пономаренко. – Ох, сколько же километров на ней было преодолено, сколько ухабов и бездорожья! Григорий Федорович всегда сидел в кабине с баяном, берег его как зеницу ока! А мы с артистами в будке-теплушке. На каждом повороте «летали» от одного борта к другому.