Какова роль в этом процессе законодателей Кубани и как правовое поле способствует экологическому благополучию? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы наш корреспондент побеседовал с первым заместителем председателя комитета по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма Законодательного Собрания края Андреем Булдиным.
– Андрей Владимирович, вы тот человек, который знает все про экологию в крае.
– Хотелось бы так думать.
– Вы создаете законы в защиту окружающей среды. Скажите, как сберечь природу?
– Этот вопрос требует расширенного ответа, но главное, надо всем делать так, чтобы вмешательство человека в среду обитания было минимальным и не вредило растительному и животному миру. Для этого существует нормативно-правовое поле, которое регламентирует процесс взаимодействия человека с природой. Мы принимаем законы, программы, чтобы сохранить всю эту красоту. Надо ценить и беречь то, что нас окружает.
– Какие законы помогают защитить окружающий нас мир?
– Вообще существует целый блок федеральных природоохранных законов, и в каждом субъекте к ним добавляются региональные, учитывающие местную специфику.
Самый базовый – закон «Об охране окружающей среды», он определяет правовые основы государственной политики в области природоохраны.
Далее, Лесной кодекс, который включает ряд положений по охране лесов, воспроизводству, лесоразведению. В его продолжение действует ряд региональных норм и правил.
Есть Водный кодекс, в котором часть полномочий передана на региональный уровень, и, естественно, к ним прилагаются краевые законы. Документ не только включает водоохранные мероприятия (предотвращение загрязнения, засорения истощения вод и другие), он также обозначает территории, примыкающие к береговой линии морей, рек ручьев, озер, где вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Действует закон «О животном мире», который регулирует отношения в области охраны и использовании животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Он также включает региональные правовые нормы для реализации, которые охраняют животных и все, что связано с их обитанием.
В крае работают также правовые акты, которые исходят из полномочий местного самоуправления. К примеру, наш закон об охране зеленых насаждений регулирует вырубку старых деревьев и кустарников, очистку от зеленых насаждений линейных объектов, коммуникаций. Хочу обратить внимание на краевой закон об особо охраняемых природных территориях. Он очень важен и актуален для Кубани.
– В чем особая важность и уникальность краевого закона об особо охраняемых природных территориях?
– Особо охраняемые природные территории – это наши заказники, заповедники, парки и лесные массивы. У нас более 300 таких зон регионального значения, а есть и местного значения. И все они регулируются законом.
Губернатор Кубани, Законодательное Собрание уделяют серьезное внимание особо охраняемым природным территориям, так как эти зоны создают атмосферу комфорта для жизни и отдыха на Кубани. Имеют исключительное значение для сохранения и восстановления естественных экосистем на территории края, поддержания экологического равновесия и выявления закономерностей естественного развития природных комплексов и их компонентов.
В последнее время вокруг городов создаются «лесопарковые зеленые пояса», это федеральная норма закона «Об охране окружающей среды». Напомню, что с инициативой создания таких «зеленых щитов» вокруг городов выступил Общероссийский народный фронт, идею поддержал президент России.
«Лесопарковые зеленые пояса» можно считать аналогом особо охраняемых природных территорий, но каждый из них имеет свою нормативную специфику. Так, особо охраняемые природные территории создаются постановлением губернатора, «зеленые пояса» – нормативным актом Законодательного Собрания.
– Охрана природы напрямую зависит от решения вопросов, связанных с бытовыми и производственными отходами. Как эта проблема решается на законодательном уровне?
– Область отходов – серьезная тема, ею занимается министерство ТЭК и ЖКХ края, мы осуществляем законодательное регулирование вопроса. Действуем в рамках 89-го федерального закона об отходах производства и потребления, а также соответствующего краевого нормативно-правового акта. Помимо внесения каких-то изменений в этот закон, связанных с практикой его применения, выполняем контрольные и экспертные функции. Выезжаем в муниципалитеты, посещаем места расположения полигонов твердых коммунальных отходов (ТКО). Помогаем местным властям в решении проблем, касающихся сбора и хранения отходов, в рамках наших компетенций.
– А что с «мусорной реформой», она продвигается?
– Она сложно идет в стране и в крае. Сказывается нехватка объектов размещения твердых бытовых отходов. Наш край – густонаселенный регион, плотность населения высокая, найти участок земли, который был бы значительно удален от населенных пунктов, и там создать завод по переработке отходов, сложно. К тому же необходимы серьезные вложения, которые при этом не должны отразиться на тарифах. Вопрос непростой. Мы совместно с администрацией края ищем пути оптимального решения.
Недавно спикер Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко на Совете законодателей РФ, который прошел в конце апреля (в нем участвовал наш председатель ЗСК Юрий Александрович Бурлачко), дала поручение парламентариям по «мусорной реформе», подойти серьезно к ее реализации, проконтролировать, чтобы она не буксовала. Мы готовы оказать всяческое содействие в правовом урегулировании вопросов по этой проблематике.
– Вы бываете в округах, встречаетесь с местными жителями, какие они чаще всего поднимают вопросы, связанные с экологией?
– На первое место я бы поставил именно «мусорную реформу». Отходы – это то, с чем человек сталкивается ежедневно. Переполненный мусорный контейнер, а рядом – груды бытовых отходов, поваленные деревья на дорогах, захламленные строительным мусором лесополосы и т. д. Все это не может не волновать людей. Другой момент, жителей предгорных районов беспокоит паводковая ситуация. Они постоянно думают о том, чего ждать от таяния снегов в горах и наполняемости горных рек? А тех, кто проживает в степных районах, заботит то, что реки в летний период пересыхают, почти нет рыбы. И все эти вопросы у нас и администрации края под контролем.
И еще одна проблема, которая одинаково актуальна для горожан и селян, – безнадзорные собаки. Мы плотно работали совместно с департаментом ветеринарии, чтобы бесхозных животных чипировать и определять в приюты.
Помимо этого, жители городов обеспокоены загрязнением воздуха из-за обилия автомашин, к сожалению, эта проблема очень остро стоит в целом по стране, и как ее решить, однозначного ответа пока нет. Но, к счастью, наш край не является регионом с серьезной экологической нагрузкой.
– И традиционный вопрос: какие законопроекты в области экологии в работе, что в ближайших планах комитета?
– Мы постоянно работаем над законами, позволяющими сохранить окружающую среду. Природоохранные нормативы содержат положения, касающиеся всех сторон экологии. Они постоянно совершенствуются, и мы приводим в этой связи региональные законы в соответствие с федеральными. В центре внимания – закон об особо охраняемых природных территориях, мы что-то улучшаем, оптимизируем, какие-то положения уточняем. Под контролем закон о зеленых насаждениях. Сейчас готовим ряд предложений по нему, чтобы включить их в повестку дня на ближайшую сессию. Безусловно, занимаемся контролем за выполнением действующих законов.
Есть еще один важный момент, на который я бы обратил внимание, наш комитет совместно с департаментом архитектуры и градостроительства занимался вопросами определения зон подтопления. Мы очертили границы таких мест и продолжаем их контролировать.
Вопросы экологии были и остаются в центре внимания и администрации края, и Законодательного Собрания. Мы должны защитить природу, действуя в рамках закона.