Кубанские Новости

«Игры будущего» – уже игры прошлого: ученые КубГУ придумали, как вынести фиджитал-игры за рамки спортивной арены

«Игры будущего» – уже игры прошлого: ученые КубГУ придумали, как вынести фиджитал-игры за рамки спортивной арены
Ростислава Передрий (справа) и Кирилл Нагоненко готовятся представить свой программно-аппаратный комплекс на конкурсе «Кубок фиджитал спорттех инноваций»
Фото: Пресс-служба РОССТУДСПОРТа
Кубанские физики разработали программно-аппаратный комплекс, позволяющий играть в лазертаг и пейнтбол на территории до 20 гектаров.

В текущем году в Казани впервые прошли «Игры будущего» – масштабный чемпионат по фиджитал-спорту, совместивший в себе и виртуальное, и реальное. Участники соревнований сразились на спортивной арене, предварительно продемонстрировав друг другу свои навыки игры в ПК, PlayStation или, скажем, Xbox. Иными словами – прошли виртуальную дистанцию в одном из выбранных «шутеров», а после вышли уже на реальную спортивную арену, взяв в руки бластеры для лазертага.

Всего фиджитал-спорту не более двух лет, но это не мешает ему активно развиваться уже сегодня. Причем не без участия наших ученых. Команда студентов физико-технического факультета во главе с преподавателем и аспирантом Кубанского госуниверситета Владимиром Сердюковым разработала программно-аппаратный комплекс, позволяющий играть в лазертаг не в маленьком помещении из четырех стен и даже не на специальном полигоне, а на огромном поле, по сути, не ограниченным ничем.

Чтобы лучше понять особенность разработанного краснодарскими физиками инновационного решения, углубимся в суть самой игры.

Одним словом – физика

Лазертаг – военно-тактическая командная игра с использованием специального оборудования, например, тагера или оружия-бластера, стреляющего не пулями, а инфракрасными лучами, абсолютно безопасными для человека.

Эти лучи магически-физическим образом считывают устройство и датчики поражения, а еще фиксируют попадания и прочее, прочее, прочее. Однако, чтобы отслеживать местоположение игроков необходим целый комплекс различного оборудования, включающий в себя, в том числе и IT-технологии – передатчики интернет-вещей. Они-то, по сути, и позволяют нам понимать, во-первых, где находится тот или иной игрок, а во-вторых, когда в него попадают UF-лучи.

Обычно в качестве этих передатчиков применяется Wi-Fi, но при проведении именно масштабного боя в рамках тех же «Игр будущего» использование Wi-Fi-передатчика – не самая лучшая затея.

Это вам не Wi-Fi

– Wi-Fi имеет высокую пропускную способность, а еще низкую энергоэффективность и небольшую дальность действия. Главная проблема лазертага, проблема фиджитал-игр как таковых как раз-таки в использовании Wi-Fi. Учитывая все его недостатки, мы предложили применять технологию LoRa, которая работает без подзарядки на протяжении долгого времени и на внушительном расстоянии, – рассказал нам Владимир Сердюков.

– LoRa способна охватывать территории от 10 до 20 гектаров, тогда как технология Wi-Fi – территории площадью не более 500 метров. Разница колоссальная. Вдобавок при использовании предложенного нами комплекса во время проведения игр понадобится всего четыре передатчика, тогда как раньше приходилось задействовать в два раза больше устройств, формирующих радиочастотный сигнал, – рассказал студент 3 курса физико-технического факультета КубГУ Ростислав Передрий.

Предложив всего одно альтернативное решение, команде физиков КубГУ удалось полностью изменить структуру проведения не только лазертага, но и в целом фиджитал-чемпионатов. Теперь спортивные игры нового поколения могут проводиться на территориях, не требующих каких-либо серьезных ограничений в площади, а это, в свою очередь, позволит «вынести» соревнования далеко за пределы тех же спортивных комплексов.

PUBG и Counter-Strike за пределами ПК

При переходе на территории от 10 до 20 гектаров, лазертаг и другие игры можно будет проводить на природе, в живой обстановке или в каких-то аутентичных локациях. Использование технологии LoRa позволит максимально объединить реальное с виртуальным – сделает фиджитал-состязания еще больше похожими на игры для ПК или приставок.

– LoRa буквально «развязывает руки» организаторам фиджитал-соревнований – у них появляется больше возможностей для внедрения в игры интересных сюжетов и поворотов. Вдобавок технология позволит еще и отслеживать местоположение команд, отдельных игроков, передавать информацию о них, скорости их движения, – рассказал студент 4 курса физико-технического факультета КубГУ Давид Никитин.

Как подчеркнули сами разработчики, они создали не технологию, а прототип программно-аппаратного комплекса, состоящий из микроконтроллера, передатчика и датчика, считывающего информацию о попадании в человека лазерным лучом. Есть в устройстве и GPS-трекер, с помощью которого и можно получать данные о том, где находится конкретный игрок.

В дальнейшем ученые планируют усовершенствовать свою разработку, возможно, добавить в нее систему наведения камеры – стабилизатор, который позволит снимать игроков сверху с помощью дронов.

– Лазертаг, страйкбол, пейтнтбол – очень сложные с точки зрения фиксации виды спорта, поскольку игроки в них практически ни в чем не ограничены – они могут прятаться в любых местах, чтобы попасть в противника из засады. Внедрение же в наш комплекс стабилизатора позволит облегчить судейство этих игр, – рассказал один из авторов проекта Ростислав.

Единственный в своем роде

Аналогов у разработки на данный момент нет, да и вряд ли в ближайшее время нечто подобное появится вообще. Реализовать такой масштабный проект – задача не из легких, особенно с тем учетом, что на сегодняшний день в России людей, умеющих работать с электромагнитным полем, практически единицы.

– Человек, работающий с современным радиопередатчиком, должен понимать о нем все: от того, как он функционирует с точки зрения интегральной микросхемы, до того, как его запрограммировать. Поверьте, это очень сложно. Однако мы, трудясь в команде, смогли правильно организовать работу, чтобы на выходе получить наш программно-аппаратный комплекс, – рассказал наставник ребят Владимир Сердюков.

Сам аспирант и параллельно молодой преподаватель изучает работу радиопередатчиков уже очень много лет, еще со времен студенчества. За это время ему удалось сплотить возле себя коллектив из невероятно талантливых и, главное, желающих получать знания ребят, которые, к тому же, готовы быть тем самым «исключением из общего правила».

И конечно, у действительно инновационных разработок не может не быть перспектив.

В конце мая команда студентов во главе с преподавателем завоевала второе место в открытом Всероссийском молодежном конкурсе «Кубок фиджитал спорттех инноваций» в Санкт-Петербурге. Всего в научном мероприятии участвовали 700 человек и порядка 60 команд. Но лишь единицам удалось войти в тройку победителей, представить свой проект повторно представителям Министерства спорта РФ.

Команда физиков КубГУ на награждении после финала «Кубка».
Команда физиков КубГУ на награждении после финала «Кубка».
Фото: Пресс-служба РОССТУДСПОРТа

В их число вошли и наши «Амурские котики». Участвуя в масштабном научном конкурсе, команда, состоящая из преподавателя Владимира Сердюкова и его студентов Ростислава Передрия, Давида Никитина и Кирилла Нагоненко, завоевала второе место в номинации «Инновации в фиджитал и технологических видах спорта».

Впереди программно-аппаратный комплекс наших физиков ждет большое будущее. Кто знает, может, уже следующие соревнования по фиджитал-спорту в Казани будут проходить с использованием разработки ученых КубГУ.