Мы, журналисты, народ циничный. Во-первых, потому что постоянно рассказываем о людях. Их – много и все разные. Но даже если в фокусе внимания – самые замечательные персонажи, то уже на десятом очерке начинаешь повторяться. А с годами – и подавно. В результате приходит эмоциональное выгорание. Потому что сохранить умение удивляться в многолетнем потоке событий и судеб – очень сложно. Ситуация прямо как у врачей. Чем опытнее доктор, тем больше в его практике пациентов и тем выше, в конце концов, болевой порог. Далеко не всем людям в белых халатах через двадцать лет удается сохранить сочувствие к тем, кто приходит к ним за помощью.
Во-вторых, работая в информационном поле, мы понимаем, как оно работает. И что любая негативная новость наберет просмотров намного больше, чем талантливый репортаж о жатве.
Но есть одна тема, которая лично для меня каждый раз – как удар током. Это несчастья, которые происходят с детьми. Вот здесь никакой профессиональный цинизм не работает. Да, мы рассказываем о том, что где-то ребенок утонул, выпал из окна многоэтажки, упал с детской горки с тяжелыми последствиями. Но каждый раз переживаем это как личную трагедию. Потому что фактически у каждого есть свои дети. У многих – уже и внуки. И невольно все это переносишь на них. А вдруг что-то подобное случится с моим? Даже представить страшно, оторопь берет. Все-таки не зря природа наделила нас материнским/отцовским инстинктом, потому что успешное продолжение рода – главная цель любой популяции. А преумножение и сохранение потомства – одна из главных жизненных задач любого индивида. Но даже если отбросить этот биологизм и просто спросить себя: для чего мы живем? Подавляющее большинство ответит: для наших детей. Ну, так же?
Поэтому когда читаем о том, что на Кубани с каким-то ребенком случилось несчастье, мы воспринимаем эту боль фактически как свою. И к огромному сожалению поводов испытывать эту боль у нас хватает. Вот, навскидку, несколько недавних новостей кубанской повестки.
В конце мая, как раз на выпускной, в Анапе утонул девятиклассник. А дело было так. Подростки пробрались на закрытый причал. У мальчика упала обувь в море. Он прыгнул за ней, а был шторм. Тело нашли спасатели через несколько часов.
Чуть раньше, 7 апреля, трагедия произошла в Краснодаре. Днем на улице Героя Якова, 20 из окна квартиры на 13-м этаже выпала четырехлетняя девочка. Очевидцы сразу же вызвали скорую помощь. Врачи пытались реанимировать ребенка на месте трагедии. Но от полученных травм он скончался. А через две недели тоже в краевой столице из окна 11-этажа на улице Адмирала Серебрякова выпал 15-летний подросток. Ребенок скончался на месте до приезда скорой помощи. Увы, этот мартиролог можно продолжать и продолжать. Только за прошлый год на Кубани из окон выпали более шестидесяти детей. Пятерых из них спасти не смогли. И только за две недели нынешнего лета в нашем регионе восемь детей утонули. Ужасно, да?!
И еще ужаснее подумать об их несчастных родителях. Как им теперь жить? Что делать? Как избавиться от постоянной мысли, что они могли и просто были обязаны предотвратить эту страшную трагедию? К огромному сожалению, никак.
Но у остальных есть возможность предотвратить самое ужасное в своей жизни горе. Как бы ни банально это звучало, нужно больше внимания уделять своим детям. Да, они у нас еще те… штучки. И с их взрослением проблем у нас только прибавляется. Недаром старая пословица говорит: «Маленькие дети не дают спать, а большие – дышать». Да, частенько хочется отправить их куда-нибудь с глаз долой, а иногда и ремнем по одному месту дать. Думаю, любой неоднократно испытывал эти чувства. Но каждый даже в пылу праведного родительского гнева помнит, что вот этот трехлетний бандит, которого вечером не уложишь, а утром не поднимешь, – это главное счастье в твоей жизни. И «взрослая» 12-летняя девушка, которой ничего не докажешь и для которой ты – безнадежно устаревший «предок». И 18-летний студент, который, как румынский оккупант, может успешно воевать только с мирным населением, то есть со своими родителями. А когда выходит на улицу, то сразу звонит: «Мам, а что мне делать?» И любому из них в любом возрасте очень нужны родительская любовь и, что не менее важно, – родительское внимание. Не бесконечная опека, а огромный ежедневный труд по воспитанию. В том числе и по предупреждению возможных бед. Мы никогда не сможем поставить своих детей «на паузу», чтобы пожить самим. Потому что они и есть наша жизнь. Главный крест и огромнейшее счастье одновременно.
В общем, в этой жизни всем нам, родителям, есть чем заняться. Прямо-таки поле непаханое. И не стоит надеяться, что за наши труды нас обязательно отблагодарят наши чада. Если это произойдет (что не факт), то не сейчас, а когда-нибудь потом. Сильно потом. Но мы же не за «спасибо» это делаем? А еще мы обязательно дождемся внуков. И вот эти ребята обязательно нашим детям за нас «отомстят». Так уж устроен мир …