Странные постройки на фоне степных предгорий напоминают кадры из культового фильма «Кин-дза-дза». Но это не фантастика, а свидетели заката одного из самых интересных инженерных проектов Российской империи начала 20 века. Любители экстремальных путешествий приезжают сюда, чтобы сделать селфи на их фоне.
Началось все в 1875 году. Именно тогда на юге Российской империи появилась Владикавказская железная дорога. Тогда же появилась задумка протянуть ветку из Армавира на Ставрополь.
Если выехать из хутора Веселый и свернуть на грунтовку, то обязательно увидишь это чудо – Веселовский мост. Вокруг ни души, а посреди некошеной травы, между двух холмов стоит арочная конструкция. Величественный ж/д мост был сооружен в 1916 году. Странное ощущение: будто люди ушли отсюда, бросив все, в том числе и железную дорогу.
Одна из сторон моста была оборудована для пешеходного прохода. Можно забраться, и посмотреть, но это опасно: постройка ветхая.
В 1915 году открылся участок Туапсе – Армавир, протяженностью 236 км, а годом позже – направление Армавир – Ставрополь – Петровское. На этом пути и был возведен Веселовский мост.
Участок Армавир – Ставрополь в 1922 году был из-за гражданской войны заброшен. Не прошло и 6 лет с открытия. Восстанавливать не стали: сложные рельефы, да и оползни повредили конструкцию.
В 12 км от Веселовского моста находится станица Николаевская, основанная в 1825 году переселенцами из села Николаевского и станицы Темнолесской.
Здесь находится Николаевский мост. Правда, он сохранился немного хуже, чем Веселовский. С высоты птичьего полета дорога напоминает взлетно-посадочную полосу звездолета: она никуда не ведет и ниоткуда не начинается.
Недалеко от Николаевского моста уцелела еще одна постройка «императорских железнодорожников» – бывшая станция Николаевская и водонапорная башня 1916 года. В очень хорошем состоянии.
Среди пейзажей сохранились и железнодорожные платформы, которые никогда не увидят ни паровозов, ни поездов.
Еще одни развалины ж/д моста царских времен можно посмотреть на реке Уруп рядом с садоводческим товариществом «Заречное» на границе с Армавиром. Конструкция напоминает ровную тонкую дугу, перекинутую с одного берега на другой.
Руины похожих мостов есть на Ставрополье, на перегоне Белореченск – Туапсе, в станице Даховской (в Адыгее) и в Абхазии.
Кстати, Армавир-Туапсинская железная дорога была одной из последних в России, где сохранялась паровая тяга, которая продержалась до середины 1980-х годов на участке Курганная – Шедок. А в Армавире до 1994-го маневровые и хозяйственные работы осуществлялись паровозами. В 1996 году на станции Белореченская был потушен последний паровоз.