В Сочи Валерий Мороз приехал из Армавира строить Олимпиаду в 2008 году. Начал с тоннелей на Мамайке, во время Игр работал в морском порту. Был аккредитованным специалистом, на хорошем счету. Имеет не одну грамоту и благодарственное письмо за добросовестный труд. После Олимпиады и чемпионата мира по футболу в 2018 году Валерий стал водителем. Сейчас работает на автобусе № 20, который ходит по маршруту горбольница № 4 – ЗСМ.
Случай с пассажиркой произошел около половины восьмого утра. Автобус только отъехал от железнодорожного вокзала Сочи, как в салоне женщине средних лет внезапно стало плохо.
– Я сразу поставил автобус на ручник, включил аварийку, положили женщину на пол, побрызгал водой, – рассказал Валерий Мороз. – У нас такой маршрут, что мы часто возим сотрудников больницы. Поэтому в числе пассажиров оказались врачи, они быстро среагировали, одна стала делать непрямой массаж сердца, так как пульс уже не прощупывался. Попытались вызвать скорую помощь, но поняли, что на объяснения и ожидание уйдет много времени. У меня по пути как раз роддом должен быть, я сказал пассажирам: кому туда надо, заходите, едем без остановок. И мы практически полетели, но соблюдая правила дорожного движения. В больнице охранник без вопросов открыл шлагбаум, мы встали прямо у выезда, тут же подошли медики, женщина как раз стала приходить в себя, смогла ответить на их вопросы. После этого ее увезли на каталке в больницу.
Спустя три дня Валерий узнал, что у пассажирки произошла остановка дыхания. Если бы не его быстрая реакции и оперативные действия, неизвестно, чем бы это могло закончиться.
Хотя по инструкции, признается водитель, он не имел права так поступать: надо было вызвать скорую помощь и полицию и ждать их на месте. Однако в той ситуации медлить было нельзя. Пассажиры-врачи сказали: мы ее теряем, надо спешить. И Валерий принял единственно верное решение в критической ситуации.
Валерий уверен, что поступить правильно в экстренной ситуации помогли сплоченность пассажиров и его военное прошлое. Он прапорщик в запасе. Другой бы на его месте растерялся, этот водитель сумел быстро оценить происходящее и возможные последствия.
– Я бывший военный, учился в Армавирском летном училище. Не окончил, правда, но с парашютом прыгал, проходил тренировки по действиям в экстремальных условиях, освоил навыки оказания первой помощи, – рассказал Валерий Мороз. – Нас обучали, как вести себя во внештатных ситуациях. Первое правило – не тратить время, особенно если на кону стоит жизнь человека.
В автобусе все пассажиры поняли ситуацию, без лишних вопросов поехали в больницу. Кто спешил – сразу вышел. Главное – успели довезти женщину, и она осталась жива.
После случившегося Валерия благодарили и пассажиры, и руководство транспортной компании. Интересно, что произошедшее случилось накануне дня рождения водителя. И самым лучшим подарком для него стала спасенная жизнь.
В жизни Валерия это уже не первый случай спасения людей. Первый раз дело было тоже в автобусе, в 2023 году. Но тогда все закончилось на месте: пассажирка быстро пришла в себя.
Еще один раз Валерий заметил в салоне девочку лет шести, которая в одиночку проехала с одного конца маршрута до другого. На конечной не вышла, осталась в автобусе, на вопрос водителя, чья она, ничего не ответила. Тогда Валерий позвонил в полицию, на остановку пришла представитель подразделения по делам несовершеннолетних. Оказалось, ребенка знают, из неблагополучной семьи, и малышка уже не первый раз одна путешествует по городу. Позже Валерию звонили из полиции, благодарили за бдительность и отзывчивость. Неизвестно, что могло бы произойти с девочкой, окажись на месте сознательного водителя другой человек.
– Нам запрещено выгонять детей и пожилых пассажиров из автобуса, если у них нет денег, – говорит Валерий Александрович. – У меня это правило для всех действует, маршрут у нас социальный, можно сказать, много бабушек и дедушек ездит. Я просто в путевке отмечаю такие случаи, дальше компания разбирается. Со многими пассажирами мы уже знакомы, они ко всему относятся с пониманием. Случается, некоторые ругаются, что опоздал на остановку по времени. Приходится объяснять, что в пробке застрял.
Валерию нравится его профессия. Здесь хорошие условия и лучший «напарник», как он называет свой автобус. Машина, как человек, иногда устает, ломается, капризничает. Приходится инструментами да добрым словом восстанавливать и выходить в рейс. Ведь там ждут пассажиры.