«Деревья вспыхивали, как будто их облили бензином»


  • Елена Кириченко

  • Антон Приходько

Корреспонденты «КН» выехали на место страшного лесного пожара, который полыхал под Новороссийском в Сухой Щели 14 и 15 июля. Увидели его последствия и пообщались с людьми, которые, рискуя своими жизнями, предотвратили большую беду.

Огонь наступал

Там, где еще вчера шелестели сосны и пели птицы, сегодня выжженная пустыня. Вдоль дороги, ведущей к заповеднику Малый Утриш, земля покрыта черным пеплом, на сотни метров вокруг разносится запах гари. Пожар, подгоняемый сильным ветром, бушевал здесь больше суток. Пострадало 62 гектара леса в урочище Сухая Щель, сгорели постройки на двух базах отдыха, расположенных у самой воды. К счастью, никто из людей не погиб. Было эвакуировано более 600 отдыхающих, которые в течение дня разъехались домой.

 Пункт пропуска в заповедник «Малый Утриш» выгорел дотла.
Пункт пропуска в заповедник «Малый Утриш» выгорел дотла. Фотограф: Антон Приходько

Сотрудники краевого лесопожарного центра первыми приехали на место пожара и последними его покинули. Как только 14 июля был зафиксирован сигнал о задымлении, в район Абраусского участкового лесничества выехали четыре человека на двух машинах. А концу дня со стихией боролось уже более 350 человек из разных спасательных подразделений – специалисты МЧС России по Краснодарскому краю, Кубань-СПАС, Государственная противопожарная служба Краснодарского края.

– Наша команда выехала из Горячего Ключа сразу, когда стало понятно, что пожар не удается локализовать силами местных спасателей, – рассказал бригадир Горячеключевского филиала краевого лесопожарного центра Эдуард Плотников. – Мы к тому моменту находились на патрулировании своего леса – в регионе объявлен самый высокий класс пожароопасности, неспокойно везде, мы круглые сутки должны контролировать ситуацию. Добираться до Дюрсо было непросто – сами знаете, какие пробки на дорогах сейчас. В семь вечера, когда мы были на месте, здесь все было в огне.

От вековых деревьев остались лишь обугленные стволы.
От вековых деревьев остались лишь обугленные стволы. Фотограф: Антон Приходько

Водитель Виталий Попов вспоминает, что они даже не успели доехать до точки сбора, к которой направлялись: увидели наступающий огонь, остановились, развернули пожарные рукава и начали работать:

– С правой стороны тушим, а с левой уже до машины огонь языками достает. Верховой и низовой пожары стремительно распространялись. Оббили огонь, добрались наконец до нашего руководства в зоне ЧС, получили указания, продолжили работать.

На ботинках плавились подошвы

Откуда начался пожар, спасателям сказать трудно, это может выясниться только в ходе расследования. Уже возбуждены два уголовных дела – по статье 261 УК РФ (уничтожение/повреждение лесных насаждений) и по статье 293 УК РФ (халатность). В Рослесхозе наиболее вероятной причиной пожара назвали нарушение правил пожарной безопасности местным населением.

Эдуард Плотников видел, что на момент их прибытия к месту ЧС огонь шел снизу вверх, от баз отдыха к лесному массиву. А значит, причиной могла стать любая мелочь, вплоть до брошенного на землю окурка.

Сотрудники разных филиалов лесопожарного центра рассказывают: несмотря на максимальный уровень пожарной опасности, леса сейчас полны туристов. И каждый норовит развести костер для шашлыка: «Ну мы же отдыхаем!» Те костры, что замечают патрули, немедленно тушат, но сколько их остается еще…

В ранцах пожарных вода, которой нужно затушить все тлеющие очаги.
В ранцах пожарных вода, которой нужно затушить все тлеющие очаги. Фотограф: Антон Приходько

К месту пожара от Абрау-Дюрсо ведет всего одна узкая дорога. Именно по ней могла подъезжать спецтехника со спасателями. Машины ставили максимально близко к огню, рассказал Виталий Попов. Рукава от автоцистерны раскатывались вверх, по склону, чтобы пожарным, которые уходили в пылающий лес, не приходилось вновь спускаться за водой к самой дороге. Пополняли запасы воды на ближайших базах.

Участки, расположенные высоко на горе, проливала водой авиация – в тушении были задействованы два спецвертолета – Ка-32 и Ми-8, а также самолет Ил-76 МЧС России. Главной задачей было не допустить, чтобы огонь перевалил на другую сторону склона. А потом все точечно дотушивали пешие пожарные, которые поднимались вверх по осыпающемуся склону с ранцами за плечами.

– В ранец на спине можно залить не больше 25 литров воды, – говорит Эдуард Плотников. – Конечно, это немного. Но с большим грузом очень тяжело передвигаться. Мы шли вверх, в район Мокрой Щели. Тяжело шли. От жары подошвы на ботинках плавились. В первую очередь оббивали кромку, чтобы распространения дальше не было. Не спали больше суток. Но это не страшно, это же наша работа – главное, что обошлось без жертв, огонь остановили.

Сотрудники горячеключевского филиала краевого лесопожарного центра Виталий Попов и Эдуард Плотников
Сотрудники горячеключевского филиала краевого лесопожарного центра Виталий Попов и Эдуард Плотников Фотограф: Антон Приходько

На подмогу коллегам из Новороссийска приехали пожарные со всех концов Краснодарского края – из Анапы, Туапсе, Мостовского района, Армавира, поселка Афипского. Уже после того, как пожар был локализован и основная группа спасателей разъехалась, сотрудники лесопожарного центра продолжали заливать водой то тут, то там тлеющие островки.

Усталые парни, спускающиеся по дымящемуся еще склону, рассказывают: сутки были непростыми. Сначала тушили пожар в районе канатной дороги «Олимп» в Геленджике, потом сразу сюда. Работали практически без отдыха: удавалось попить воды, которую подвозили волонтеры, и снова шли на склон.

Но даже когда пожар локализовали и большая часть экстренно прибывших из разных городов спасателей разъехалась, лесопожарной службе домой уезжать было рано. Ведь горячая земля может вспыхнуть вновь. Решили дожидаться ночи, когда тлеющие угольки будет хорошо видно в темноте. Все их необходимо потушить.

Автор видео: «Кубанские новости»

Пожар погубил не только деревья – пострадали и животные. Ущерб еще только предстоит оценить, но, по мнению экспертов-экологов, на восстановление лесной зоны потребуется не менее 200 лет. Спасатели с грустью показывают фотографию обугленной черепашки, которую заметили среди выгоревшей травы: видимо, ей не хватило сил убежать от стихии.

И с удивлением рассказывают о настоящем чуде: крест с двумя маленькими иконками, который стоит метрах в 30 вверх по склону около тропинки, остался цел. Ни он, ни деревянная лавочка рядом не пострадали, хотя вокруг выгорело все…

«Закрываешь глаза, чтоб искры не попали, и вперед!»

Как и любая беда, пожар очень сплотил людей. Жительница хутора Дюрсо Инесса Концевич признается: она даже представить себе не могла, насколько дружные ее односельчане. Как только стало известно о пожаре, в поселковом чате появились сообщения о том, что спасателям необходима помощь. И сразу откликнулись сотни людей!

– Люди отложили все дела, работу. У меня дома остался маленький сын, так он тоже рвался сюда, хотел помогать. Люди покупали все необходимое в магазинах, привозили сюда. Моя подруга Галина Еремченко организовала пункт сбора прямо рядом с дорогой – здесь собирали воду, медикаменты, бутерброды, сигареты, энергетические напитки. Антон Крагель из Центра винного туризма сегодня приехал, забрал все нагревшиеся на жаре бутылки и отвез в холодильники. Теперь подвозит понемногу, раздает ребятам-пожарным, которые еще работают. А Галя пробыла тут сутки, и когда стала валиться с ног от усталости, мы ее сменили, – рассказала Инесса.

Спасатели работали без отдыха больше суток.
Спасатели работали без отдыха больше суток. Фотограф: Антон Приходько

Одними из первых приехали на помощь и волонтеры-байкеры. Дмитрий и Роман из новороссийского мотоклуба говорят, что ребят на гоночных мотоциклах «Эндуро» было не меньше 300 человек.

– Дороги на этих склонах нет, машины там не пройдут, а вот наши мотоциклы – запросто! – рассказал Дмитрий. – Закрываешь глаза, чтоб искры не попали, газуешь – и вперед! В рюкзак за плечами можно уместить две-три пятилитровых бутылки с водой. Главное – не останавливаться, потому что на этих подъемах, где все горит, если ты остановился, ты потом просто уже не тронешься. Нет шансов на ошибку. Ошибся в управлении – оттаскиваешь мотоцикл до самого низа и опять разгоняешься. На маленьких скоростях в эти горы не заедешь.


С пожара никто не уходил

Волонтерам выдавали респираторы, но они не сильно помогали: глаза все равно разъедал едкий дым, в уши попадал горячий пепел. Роман вспоминает, что огонь распространялся у них на глазах с ужасающей скоростью. Порыв ветра – и мгновенно горит десяток новых деревьев.

– Языки огня, как белки, перескакивали с дерева на дерево, – рассказал Роман. – Стволы вспыхивали, как будто их бензином облили. Порывы ветра были очень сильные: на мотоцикле едешь – и тебя шатает. Ветер дунул – и рядом с тобой еще одно дерево, как спичка, вспыхнуло.

Волонтеры на мотоциклах доставляли воду в самый эпицентр горения.
Волонтеры на мотоциклах доставляли воду в самый эпицентр горения. Фотограф: Антон Приходько

Но, несмотря ни на что, никто с пожара не уходил. Байкеры уезжали домой поспать на пару часов и вновь возвращались.

– Мотоциклы у нас видали всякое, и запас прочности у них очень большой, но и они не выдерживали, ломались, – рассказал Дмитрий. – Ремонтировали прямо на месте. В бензине, маслах недостатка не было – нам все подвозили очень оперативно. Местные жители даже генераторы свои везли, чтоб можно было зарядить рации, телефоны. Многие из тех, у кого были квадроциклы, приезжали с лопатами и просто обкапывали участки огня, чтоб хоть как-то его остановить. У нас очень много хороших людей. Для нас это не стало открытием. Если кому-то нужна помощь – зовите «эндуристов», мы приедем сразу.

Где еще горело на Кубани в последние несколько дней

12 июля.

  • - 5,1 га в районе села Подхребтового Туапсинского района.

13 июля

  • - 0,1 га в районе канатной дороги «Олимп» в Геленджике.

14 июля

  • - 5 га в районе поселка Белозерного, Краснодар.

  • - 6,4 га в районе поселка Псебе, Туапсинский район.

15 июля

  • - 1,2 га леса в районе станицы Новодмитриевской, Северский район.

  • - 2 га в Геленджике (район Сосновки).

  • - 0,04 га в районе хутора Гуамки, Апшеронский район.