Не только потому, что здешние места – одни из самых редко заселенных, где природа сохранилась в первозданном виде. Приморско-Ахтарский район необычайно богат достопримечательностями.
По улице Набережная в Приморско-Ахтарске находится Центральный пляж. Так сложилось, что именно сюда спешат в первую очередь отдыхающие. Чтобы искупаться, загореть, посидеть в баре или кафе.
В давние времена здесь возвышалась турецкая крепость Ахтар-Бахтар, давшая название райцентру. Краеведы обычно переводят это слово с тюркского, как «Белый утес» (Ак-тура). Вместе с тем, есть гипотеза, что Ахтар-Бахтар – персидское составное слова, означающее «Счастливая звезда». Некоторые энтузиасты умудряются сопоставить это название с древнеегипетским городом Атхар-Бехис, посвященном богине плодородия и весны.
Если говорить еще о легендах, о которых мало кто знает, то, конечно же, это любопытные детали об известных людях, родившихся в Приморско-Ахтарском районе. Одна из таких историй – про местного «Деда Мазая», советского металлурга, сталевара Мариупольского металлургического завода имени Ильича. Родился он в станице Ольгинской.
В близком круге друзья называли его «дедом» не только из-за фамилии, но и за мудрость, данную не по годам. В 1936-м Мазай установил серию рекордов по объему выплавки стали и стал делегатом Чрезвычайного VIII Всесоюзного съезда Советов СССР. С началом войны не успел эвакуироваться и был расстрелян в 1941 году фашистами.
Кстати, за стихотворную повесть «Макар Мазай» поэт Семен Кирсанов в 1951 году получил Сталинскую премию.
Ачуевская коса, которая образует Ахтарский лиман, считается одним из самых труднодоступных мест в Краснодарском крае. Во многом из-за этого природа здесь сохранилась нетронутой.
Ачуевская коса длиною в 35 и шириною в 14 километров входит в список объектов международного значения «Дельта Кубани». Добраться сюда можно только на моторной лодке либо по единственной грунтовой дороге.
На косе можно повстречать одичавший табун лошадей. Экскурсоводы расскажут вам еще одну забавную и одновременно поучительную историю, похожую на притчу.
В годы Великой Отечественной войны коней привезли и поселили здесь из одного советского колхоза, чтоб спрятать от фашистов. Однако животные так полюбили Ачуевскую косу, что потом наотрез отказались идти снова в стойло.
С тех пор кони блаженствуют в дикости, защищенные со всех сторон морем и плавнями, – настоящими кубанскими джунглями. Территория плавней покрыта густыми зарослями тростника, камыша и рогоза, под чьим покровом растут роголистник и рдест. Высота травы сравнима с деревьями и может достигать трех метров.