Кубанские Новости
Общество
erid: 2VSb5yY83Mi

Как не попасться на удочку телефонных мошенников?

Как не попасться на удочку телефонных мошенников?
Фото: пресс-служба билайн
Рассказывают разработчики сервисов билайн для защиты абонентов.

Каждую секунду в России на мобильный телефон кому-то поступает звонок от спамера или мошенника. Как не стать объектом атаки? И что делать, если по какой-то причине мошенник получил ваши личные данные, доступ к банковским картам или «Госуслугам»? Эксперты билайн отвечают на эти вопросы, делятся советами и информацией о полезных сервисах.

Предотвратить «плохой» контакт

С начала года в регионах России билайн отразил миллионы мошеннических звонков благодаря системе защиты клиентов «Моя безопасность». Звонки, которые на 100 процентов определяются системой как мошеннические, блокируются автоматически. Но есть звонки, которые нельзя сразу с полной уверенностью отнести к мошенничеству.

– Мне поступает каждый день несколько звонков с незнакомых номеров, но по роду своей деятельности приходится отвечать на все, – рассказывает Анна Бондаренко из Ростова-на-Дону. – Когда звонят люди и говорят, что с моего счета списываются деньги, то понимаешь, что это мошенники, но настроение все равно портится. Когда вступаешь в такой контакт, все-таки риск быть обманутым есть, ведь о новых схемах обмана можно и не знать. Особенно волнуюсь за своих пожилых родителей.

Что можно посоветовать в такой ситуации?

Илья Нестор.jpg

– Чтобы минимизировать такие контакты, мы разработали сервис «Виртуальный помощник»*. С его помощью мы предупреждаем всех наших абонентов на экране телефона о входящем звонке от спамера и мошенника. И делаем это абсолютно бесплатно.

Перед нами стояла задача сделать так, чтобы защита подключалась в несколько кликов и была доступна даже на кнопочном телефоне. Над этой задачей в течение полугода работала команда самых разных специалистов. В результате только за один месяц, в мае 2024 года, мы заблокировали более 20 миллионов звонков спамеров и более 3,6 миллиона звонков от мошенников. Отправили клиентам 281 миллион предупреждений о спаме и 2,6 миллиона сообщений о звонке мошенников.

Сейчас мы получаем положительную обратную связь от клиентов, которые не тратят время и нервы на нежелательные звонки. А также их пожелания о том, чтобы защита от мошенников действовала и для звонков в мессенджерах. Туда устремились злоумышленники, почувствовав, что не могут дозвониться нашим клиентам через обычную голосовую связь. Мы доработали защиту, и теперь при подключении «Виртуального помощника» наши клиенты могут включить в мобильном приложении и «Защиту от мошенников в мессенджерах».

Кстати, «Виртуальный помощник» также может принимать и обычные звонки, когда вам неудобно или нет возможности разговаривать. «Виртуальный помощник» примет звонок за вас, все узнает и пришлет вам СМС-уведомление и запись разговора в мобильное приложение. В платной версии доступна текстовая расшифровка и дублирование записей звонков в «Телеграм».**

Если контакт с мошенниками состоялся

– Недавно моему мужу поступил звонок от «сотового оператора». На том конце трубки говорили о необходимости продлить договор и продиктовать код из СМС, – вспоминает жительница Тамбова Виктория Лещева. – Я пыталась подсказать, что это похоже на мошенников. Но муж махнул рукой и продиктовал код. Как потом объяснил, ему уже звонили с такой просьбой, тогда он тоже диктовал код, и ничего плохо не происходило. В этот раз было не так: утекли его личные данные с «Госуслуг». Мошенники сразу изменили пароль и привязали к другому номеру телефона. В результате без посещения МФЦ контроль над личным кабинетом восстановить было нельзя, а до закрытия МФЦ оставалось 15 минут. Видимо, мошенники специально стараются так подгадать. На следующее утро в МФЦ мы поменяли пароль к «Госуслугам» и, когда зашли в его личный кабинет, увидели, что кто-то сформировал разрешения на скачивание его данных с «Госуслуг» для нескольких кредитных организаций. Отозвали все разрешения. Только тогда вздохнули спокойно.

В стрессовой ситуации человек может не понять, какие действия необходимы, чтобы не дать мошенникам совершить обман. Куда обращаться и что делать?

Билайн запустил «Группу быстрого реагирования» для борьбы с мошенничеством. Это часть контактного центра поддержки оператора, созданная специально для обеспечения информационной безопасности, экстренной и фокусной помощи клиентам компании. Если клиент считает, что оказался под воздействием злоумышленников, он может обратиться в «Группу быстрого реагирования» билайн, где ему постараются помочь не боты, а реальные люди – сотрудники поддержки оператора. Сделать это очень просто: с помощью электронного консультанта билайн по номеру 0611 или в чате мобильного приложения.

Дмитрий Чернов_0508.jpg

– Под атакой мошенников счет идет на секунды. Теперь первое, что слышит клиент, набирая 0611, – информация о безопасности. Мы предупреждаем, что не стоит сообщать личные данные и коды из СМС по телефону, а договор на услуги связи бессрочный и продлевать его не нужно. Далее можно сообщить о попытке мошенничества, связаться с «Группой быстрого реагирования» или получить информацию о том, как себя обезопасить.

Звонки в «Группу быстрого реагирования» поступают чаще всего уже после того, как клиент поговорил с мошенниками. Самые распространенные обращения – клиенту позвонили, представились сотрудником билайн и сказали, что нужно продлить договор. Для этого просят назвать коды из СМС, с помощью которых взламывают «Госуслуги» или личный кабинет. Значительная часть клиентов не называют коды из СМС, в диалоге с мошенниками у них появляются сомнения, и они обращаются к нам сами для подтверждения, действительно ли звонил билайн.

Также нам звонят те, кто уже, к сожалению, назвал свои данные, обращаются, когда уже есть реальный взлом и даже списания с номера или банковской карты.

Мы как оператор связи такую «Группу быстрого реагирования» сделали первые. Ежемесячно к нам поступает около 20 тысяч звонков, около 70 процентов – от пожилых абонентов. Сейчас мы настраиваем взаимодействие с крупнейшими банками, чтобы объединить усилия по борьбе с мошенничеством.

По пути интеграции

Билайн продолжает развивать защиту от телефонных злоумышленников на всех уровнях с использованием новых технологий.

Петр Алферов_0508-02.jpg

– Схемы обмана становятся изощреннее, и мы должны быть впереди, превентивно защищая своих клиентов. Мы изначально были нацелены на разработку собственной системы защиты от мошенников и спамеров – антифрод-платформы, которая ориентирована в том числе на блокировку вызовов с подменных номеров. Она обеспечивает верификацию вызовов, поступающих из сетей других мобильных операторов. Сейчас наша антифрод-платформа способна обрабатывать около 5000 запросов в секунду и 150 миллионов в сутки со временем обработки одного вызова не более 50 миллисекунд. Мы обеспечили интеграцию своей антифрод-платформы с Роскомнадзором и активно помогаем другим операторам-партнерам обеспечить процесс верификации вызовов.

* Опция в приложении билайн (12+). Звонки мошенников и спамеров определяются с применением спецалгоритмов без учета предпочтений абонента. В ряде регионов определение вызовов доступно только в 4G (Джи) сетях. Подробнее: beeline.ru.

** Возрастное ограничение опции 6+.

Реклама. www.beeline.ru

Партнерский материал