Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

«Надо помогать нашим парням»: почему кубанцы идут служить по контракту

«Надо помогать нашим парням»: почему кубанцы идут служить по контракту
Только в июле на Кубани контракт заключили более 1200 человек.
Фото: Антон Приходько
В краснодарский пункт отбора ежедневно приходит до 40 человек.

Быть там, где нужно стране

В краснодарском пункте отбора на военную службу по контракту, который расположен на улице Ярославской,130, каждый день многолюдно. По словам сотрудников пункта, желающих стать контрактниками все больше. Только в июле на Кубани контракт заключили более 1200 человек. Приходят как молодые парни, так и мужчины в возрасте: по законодательству возрастные рамки очень широки – от 18 до 65 лет.

– Попасть на контрактную службу легче, чем многим может показаться, – рассказал офицер по тестированию и военно-профессиональной ориентации пункта отбора Олег Федорович. – Любой желающий может прийти в ближайший военный комиссариат, причем даже не обязательно быть прописанным в муниципалитете или стоять на воинском учете этого комиссариата. В каждом военкомате работает инструктор пункта отбора. Надо взять направление на медкомиссию, пройти ее и прибыть на пункт отбора, где уже конкретно под каждого будет подбираться должность.

Эдуард из Абинского района уже точно знает, куда едет служить. Он сам попросился на Купянское направление, в ремонтное подразделение.

– Это мои родные места, – рассказал Эдуард. – Мы с женой и двумя маленькими детьми два года назад бежали из Харьковской области на Кубань. Живем сейчас в пункте временного размещения, оба нашли работу, мальчишки растут. Но когда в администрации района предложили поступить на контрактную службу, решил пойти: надо помогать нашим парням. Я сварщик, и в ремонтном батальоне мои руки нужны гораздо больше, чем здесь. Там я нужен стране. К тому же, по ту сторону «ленточки» остались мама с братом. Болит сердце за них: мама инвалид, а брату приходится прятаться в подвале от мобилизации ВСУ. Забрать их оттуда невозможно, но хотя бы буду где-то рядом.

Желающие стать операторами БПЛА, прямо на месте проходят тестирование на компьютерной программе-симуляторе.
Желающие стать операторами БПЛА, прямо на месте проходят тестирование на компьютерной программе-симуляторе.
Фото: Антон Приходько

Пока Эдуард подписывает контракт на год. Но потом готов продлить его при необходимости.

– Жена, конечно, переживает. Но успокаиваю ее: главное, дети здесь, в безопасности. К тому же при заключении контракта государство выплачивает очень хорошие деньги: 1,2 миллиона по распоряжению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, 400 тысяч от Минобороны, и от муниципалитета будут выплаты. Это не считая ежемесячной зарплаты в дальнейшем. Может быть, жильем сможем обзавестись, – рассказал Эдуард.

Контракт вместо призыва

Владиславу из Горячего Ключа 19 лет, он решил подписать контракт вместо срочной службы. Признается, что мечтал об этом давно:

– Лет в 16 я решил, что буду контрактником. Но медики тогда мое решение не поддержали: был недобор веса и заболевание позвоночника, поставили категорию «временно негоден». Но я не сдавался. Выучился на плиточника-отделочника, после получения диплома решил снова сходить в военкомат. К моей радости, категорию изменили на Б3 – «годен с некоторыми ограничениями». Конечно, в морфлот или ВДВ не возьмут, там требования жесткие, но я нашел воинскую часть, где и мне найдется дело.

Владислав будет проходить службу в ракетных войсках. Первые пять месяцев – учебные, за это время он должен освоить азы военной специальности. Ну а потом готов отправиться туда, где будет больше нужен на тот момент, в том числе в зону специальной военной операции. Контракт хочет заключить сразу на два года.

– Мама, конечно, переживала поначалу: старших братьев у меня нет, я первый в семье иду в армию, и сразу на два года! Сели, поговорили серьезно, убедил ее: все будет хорошо! Два моих дяди, ветераны Чеченской войны, мое решение поддержали. Если все будут дома отсиживаться, кому же Родину защищать?

По словам Владислава, процедура поступления на контрактную службу очень простая:

– Место службы выбираешь сам. Я приехал в воинскую часть, сказал: «Хочу у вас служить». Ко мне вышел офицер, пообщался, провел психологическое тестирование. Через пару дней позвонил: «Все хорошо, тестирование прошел, приезжай за бумагами для военкомата, оформляйся». Прошел медосмотр и сюда. В части выдали отношение, где уже все указано: мое звание, должность, чем буду заниматься.

6.jpg

Государство поддержит

Ну а те, кто еще не определился с местом будущей службы, могут это сделать прямо в пункте отбора. К тому же здесь работают представители нескольких действующих частей, которые подбирают для себя кадры. Например, ребята, которые хотят быть операторами БПЛА, прямо на месте проходят тестирование на компьютерной программе-симуляторе.

– Мы всегда идем навстречу кандидатам, которые уже когда-то проходили срочную службу и хотят дальше служить по своей военной специальности, – рассказал Олег Федорович. – И к пожеланиям, касающимся места службы, тоже прислушиваемся. Никого против воли «за ленточку» не отправят. Хотя, могу сказать по опыту, чаще всего парни наоборот говорят: «В зоне СВО мои друзья, мне тоже надо туда!» Государство активно поддерживает такое стремление: и финансовыми выплатами, и социальными льготами, и поддержкой семей, оставшихся дома.

Одна из важных задач – психологическое тестирование. С каждым кандидатом обязательно проводится беседа, в ходе которой выявляются сильные стороны, которые могут быть полезны в будущей службе.

– Одно из главных ограничений для военной службы по контракту – зависимость от психотропных препаратов и алкоголя, – считает Олег Федорович. – Это разрушает изнутри любой коллектив, в том числе и воинский. Прикладываем все усилия, чтобы таких людей в армии не было. Поэтому тщательный осмотр у нарколога, психиатра – обязательный пункт. А если у мужчины нет никаких проблем, он семьянин, работает, любит свою жену, детей, знает и понимает, куда и для чего он идет, – таким военнослужащим всегда рады.

По словам Олега Федоровича, могут стать контрактниками и женщины. Особо востребованные специальности – медицинские. Врачей и медсестер всегда не хватает. Ну а где еще могут быть полезны в армии представительницы прекрасного пола, более предметно могут сказать только в самих воинских частях: куда-то направить девушек специалисты пункта отбора не могут.