Давайте вспомним три события в Краснодаре, познавательная ценность которых оказалась несопоставима с шумом, поднятым в 1990–2020 годах в городской прессе.
Странная акция неизвестных молодых людей в 2015 году вызвала недоумение у многих горожан и всплеск публикаций в СМИ.
Группа неформалов, назвавшая себя «Новые казачьи маги», ни с того, ни с сего принялась очерчивать соляными кругами известные в краевом центре памятники. Охвачены «магами» были обелиск Казачьему войску, памятники императрице Екатерине II и Святой Екатерине.
В краснодарской прессе акционисты пояснили, что посыпание солью – это обряд, который защитит Краснодар от демонов современности, которые скрываются в обличии террористов и осквернителей традиционных ценностей.
В будущем ребята планировали очертить границы Краснодара солью и гречкой, чтобы уберечь город от разных бед.
Языческие практики были осуждены казачьей общественностью, а представители духовенства тогда выразили сожаление, что некоторые люди «отошли от истинного пути, вместо того, чтобы молиться». В соцсетях же «магам» предложили дождаться гололеда и посыпать солью пешеходные дорожки.
Еще одна несуразная акция была организована, как предполагали некоторые, теми же, кто о ней очень подробно писал в блогах. По всей кубанской столице одно время кто-то наносил на здания и сооружения загадочное слово «Едодой». Многие ждали развязки, и вот она случилась в 2019 году.
В нескольких изданиях (за подписью одного и того же автора и аффилированных с ним лиц) вышли огромные тексты на тему, что такое «Едодой».
Однако, если разобраться, то получилась какая-то абракадабра с элементами пародии на журналистское расследование.
Якобы «Едодой» – это слово, придуманное Валерием Нугатовым, поэтом, переводчиком, перформанс-артистом, проживающим в Москве. Кстати, невероятное совпадение. Буквально через три года выйдет новая книга литератора с таким же названием, какое появлялось в Краснодаре на гаражах, в туалетах, супермаркетах и даже на пшеничных полях.
Мало кому известный Нугатов любит придумывать слова, мало связанные с четким смыслом. Иногда поэт продуцирует тексты с нарочитым дефектом речи. Вот, что ответил Валерий, когда его спросили о значении «Едодой»: «Шо тойкоэ едодой уннучехэ!? Едо дедо есз бойрэдой». Откровения отчасти напоминают стихи Елены Благиной про Деда Мороза: «Дед седой, с бородой, он наш гость дорогой»...
В 1990-е годы директором Всесвятского кладбища в Краснодаре стал Иван Федоренко, который начал развлекать себя и журналистов сочинением сенсационных, но, увы, вымышленных историй. С его легкой руки появились городские легенды о том, что в кубанской столице похоронены 30 декабристов, генерал Михаил Алексеев (создателей и Верховный руководитель Добровольческой армии), а также монархист-черносотенец Владимир Пуришкевич.
Одна из самых нелепых выдумок была о том, что всем известную детскую новогоднюю песню написала не Раиса Кадашева, а совсем другая женщина. И похоронена она будто бы в Краснодаре.
Для этого Федоренко заказал изготовить надгробье с пустой могилой. Этот странный памятник и сейчас показывают экскурсоводы по Всесвятскому. На каменной плите высечено: «Манефа Ильинична Колпакова». И ниже эпитафия: «В лесу родилась елочка».