Во многом это стало возможным благодаря президентским и губернаторским грантам, помощи благотворительного фонда «Семьи Юнановых», депутатам, общественникам. Сейчас новый центр регулярно посещают около 80 детей.
– Известно, что в Краснодаре всего три государственные коррекционные школы, которые могут принять в год около 45 детей с различными особенностями развития. Конечно, на всех классов не хватает, многие вынуждены переходить на домашнее обучение, искать альтернативы. Поэтому мы, родители ребят с синдромом Дауна, 12 лет назад объединили усилия, чтобы создать обучающее пространство для наших детей. Мы растем – это наш третий учебный филиал в Краснодаре. Есть также небольшие филиалы в Апшеронске, Новороссийске и Туапсе. Для нас важно максимально раскрыть потенциал каждого подопечного, выработать необходимые социальные и бытовые навыки, чтобы облегчить интеграцию в общество, – говорит руководитель центра Александра Начарова.
Для нового центра закупили современное мультимедийное оборудование, оснастили зал лечебной физкультуры и игровые комнаты. Теперь здесь проходят групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с логопедами, дефектологами, уроки музыки, прикладного творчества, развития речи, лепки из глины, песочной терапии, кулинарии, а также лечебной физкультуры. Здесь можно заниматься после школьных уроков, на каникулах в летнем лагере. В сентябре планируется открыть группу кратковременного пребывания, где ребят можно будет оставить на четыре часа с коррекционными педагогами.
– Родители детей с синдромом Дауна вынуждены находиться с детьми 24/7. Конечно, это тяжело. Мы можем освободить им некоторое время для того, чтобы они могли уделить внимание себе, другим членам семьи, работе или домашним делам, – рассказала Александра Начарова.
В организацию «Дети-Лучики» могут обратиться родители ребенка с синдромом Дауна с рождения. Папам и мамам здесь могут оказать психологическую помощь, а ребенка берут на обучение уже с 1 года.
В центрах трудятся профессиональные педагоги, которые пришли сюда работать по зову сердца.
– У всех учителей – профильное образование, опыт работы с детьми с особенностями развития. Каждый педагог перерабатывает стандартную коррекционную программу под специфику нозологии. Так, нашим деткам нужно чаще повторять материал, все подробно объяснять, учитывать плохую концентрацию внимания, неусидчивость. У многих детей отсутствует речь. Учить неговорящего ребенка – целое искусство. Одной из первых к нам пришла работать бабушка «солнечного ребенка» Светлана Изуграфова. Она педагог начальных классов и творческого развития. Именно Светлана Геннадиевна подхватывает и ведет самых маленьких – деток от 1 года. Благодаря ей малыши знакомятся с цветами и звуками. Дети постарше под ее руководством делают поделки – подставки под карандаши, мыльницы, елочные украшения. К ней все так привыкли, что зовут не по имени-отчеству, а просто «бабушка», – улыбается Александра Начарова.
Самый юный педагог центра – Елена Крезик. Она занимается с детьми домоводством. Ей всего 21 год.
– Эту историю я называю волшебной. Елена пришла к нам волонтером в 16 лет: она была студенткой экономического колледжа и в свободное время помогала нам с ребятами. Благодаря центру Лена решила сменить профессию: она выучилась на дефектолога, а сейчас еще учится и на логопеда. Получается, не только мы учим детей, но и наши детки «учат» нас, – говорит Александра Начарова.
Учитель музыки Виктория Орлова – мама «солнечной девочки». Она профессиональный музыкант, когда-то играла в оркестре, но, как и у многих, с рождением ребенка с синдромом Дауна ее карьера закончилась – невозможно сидеть на многочасовых репетициях и тем более ездить на гастроли. Директор центра Александра Начарова предложила ей попробовать себя в качестве музыкального педагога. К тому же и дочка всегда будет рядом. Поначалу Виктория стала помощником учителя, а сейчас уже самостоятельно занимается музыкой с ребятами в центре. Ее подопечные поют и играют на ударных инструментах на всех праздниках. Неожиданно для себя самой Виктория нашла свое призвание в педагогике.
Александра Начарова рассказала, что и подопечные радуют, казалось бы, недостижимыми результатами. Так, несколько лет назад в центр привели четырехлетнего Матвея. Основная масса специалистов утверждала, что ребенок необучаем. Сейчас ему 10 лет, он ходит во 2-й класс, научился читать и писать.
Для того чтобы интеграция в общество проходила для детей максимально естественно, важно не только обучать их прекрасному, рассказывать о том, как вести себя в обществе, но и давать им возможность практиковаться. Именно поэтому центром регулярно организуются различные мероприятия: праздники и интересные встречи, походы в театр, цирк, музей, кинотеатр, где можно отдохнуть и пообщаться всей семьей.
– Поддержка нужна не только детям, но и мамам с папами. У нас собралось устойчивое родительское сообщество, которое создано с целью поддержки друг друга. Есть занятия арт-терапией, тренинги по ораторскому мастерству, финансовой и юридической грамотности. Мы комплексно занимаемся семьей, хотя, конечно, детям нужно больше внимания и поддержки. Процентов восемьдесят того, что мы делаем, –для детей. Все это для того, чтобы сохранить качество жизни всей семьи, – говорит Александра Начарова.
Она объяснила, что синдром Дауна нельзя вылечить, но можно помочь жить с ним. Конечная цель обучения «солнечных детей» – привить им те навыки, которые нужны в обычной жизни. Необходимо уметь ориентироваться в пространстве, читать и писать, производить элементарные математические подсчеты, общаться, знать явления природы, уметь самостоятельно себя обслуживать. Это дает возможность улучшить качество жизни.
В планах у организации – построить большой досуговый центр, который полностью закроет потребности детей с синдромом Дауна в краевом центре.