Недавно Минтранс России представил проект закона, который значительно изменит правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности (СИМ), включая электросамокаты, гироскутеры и мопеды. Основная цель этих изменений — повысить безопасность на дорогах и организовать движение таких транспортных средств.
С каждым годом количество электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности на российских улицах растет. В настоящее время в стране зарегистрировано почти миллион таких устройств, треть из которых — прокатные средства. Учитывая рост популярности СИМ, возросло и количество аварий с их участием. В 2023 году произошло 3,1 тысячи ДТП, что в два раза больше, чем в предыдущем году, с жертвами среди пользователей — 43 погибших и более трех тысяч пострадавших, среди которых значительная часть — дети. Учитывая эти данные, Минтранс пришел к выводу о необходимости более строгого регулирования.
Согласно законопроекту, все средства индивидуальной мобильности будут зарегистрированы в государственном реестре, а их владельцы обязаны будут соблюдать правила движения.
Основные нововведения включают:
Все СИМ будут ограничены по скорости до 25 километров в час. Ранее такие ограничения касались только прокатных электросамокатов.
Появится запрет на выезд на тротуар для СИМ, если рядом есть велодорожка. Важно, что при этом пешеходы будут иметь приоритет и движение СИМ по тротуарам будет возможно только в отсутствие специализированной велосипедной инфраструктуры.
Водителям СИМ запрещено использовать мобильные телефоны во время движения. Разговаривать по телефону разрешается только с использованием держателя.
Регистрация СИМ начнется с 1 сентября 2026 года. Владельцы устройств, купленных до этого срока, должны будут зарегистрировать их до 1 марта 2027 года. В регистр будут внесены технические характеристики и информация о владельце.
Региональные власти смогут установить плату за использование велосипедной инфраструктуры, что должно помочь в дальнейшей ее модернизации и расширении.
Специалисты и общественность неоднозначно восприняли новые инициативы. Эксперты отмечают, что введение реестра позволит лучше контролировать безопасность на дорогах, однако существует мнение, что контроль будет чрезмерно строгим, и не все пользователи захотят выполнять новые требования. Проблема регистрации также вызывает вопросы, ведь многим владельцам предыдущих моделей может не хватать необходимых документов, уточняет Парламентская газета.