Кубанские Новости
Общество
Людмила Малютина

Кубань и Беларусь: давние партнеры, добрые друзья

Кубань и Беларусь: давние партнеры, добрые друзья
Ключевое направление сотрудничества между краем и республикой – это партнерство с белорусскими машиностроителями.
Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Что связывает наш регион с республикой, кроме трактора «Беларус».

Краснодарский край и Беларусь связывают многолетние партнерские отношения. Первое соглашение о сотрудничестве было подписано более 20 лет назад – в 2002 году. Эффективное взаимодействие налажено в различных сферах от спорта и культуры до промышленности и аграрного комплекса. Рассказываем, каких успехов удалось достичь в ключевых отраслях.

Торговля

Торговые отношения Кубани с Республикой Беларусь крепнут с каждым годом. Только в 2023 году товарооборот между территориями достиг 40 миллиардов российских рублей.

Сегодня в Краснодарском крае белорусские продовольственные товары можно найти буквально в каждом магазине. Это сыры, творог, молоко, колбасные, рыбные, кондитерские изделия. Пользуются высоким спросом у жителей и гостей Кубани белорусская косметика, постельное белье, одежда из трикотажа, мебель.

Краснодарский край в свою очередь поставляет в Беларусь широкий спектр промышленной и агропродукции. В частности, более 50 компаний экспортируют свои товары высочайшего качества: корма, фрукты, орехи, масличные семена, продукты переработки овощей и фруктов.

Белорусская сторона также заинтересована в кубанских винах, сырах, косметике и другой продукции местного производства.

Промышленность

Ключевое направление сотрудничества между краем и республикой – это партнерство с белорусскими машиностроителями.

В разных районах Кубани в последние годы были запущены производства по сборке сельхоз- и спецмашин, разработанных в республике. Такие предприятия позволят обеспечить жителей разных районов края стабильной работой и конкурентной заработной платой. А в конечном итоге совместные производства, открытые на территории Кубани, активно работают на экономику региона и вносят весомый вклад в пополнение краевого бюджета.

Так, в Староминском районе с июля 2022 года работает площадка Минского тракторного завода по выпуску двух моделей тракторов. В первый же год рабочим удалось собрать 275 современных машин, востребованных на предприятиях АПК.

Кстати
Девять городов и районов Краснодарского края и Беларуси уже заключили договоры о сотрудничестве, еще пять стали побратимами. Осенью 2023 года свои намерения развивать дружественные отношения на муниципальном уровне скрепили город-курорт Сочи и Минск.

Весной 2023 года в Усть-Лабинске совместно с белорусской стороной запустили сборку комбайнов и жаток гомельского завода. Техника, собранная на Кубани, привлекает покупателей не только ценой, но и возможностью получить гарантийное обслуживание, не покидая пределов края. Ожидается, что до конца года будет собрано свыше 150 машин.

В Кропоткине благодаря соглашению о сотрудничестве было открыто совместно с МАЗом сборочное производство зерновозов и полуприцепов. Это еще одна категория техники, пользующаяся большим спросом у кубанских фермеров и крупных агрохолдингов.

В октябре 2023 года в рамках визита делегации Краснодарского края в Республику Беларусь было подписано соглашение о реализации проекта по строительству в кубанской столице торгово-сервисного центра белорусской спецтехники.

Транспорт

Краснодарский край активно закупает в Беларуси современные экологичные трамваи, автобусы, троллейбусы и электробусы.

Автобусы на газомоторном топливе и электробусы уже ездят по маршрутам в городах и районах края, в том числе в Сочи. Так, зимой 2024 года в олимпийскую столицу России поступил 71 новый автобус на метане. Все машины укомплектованы комплексом видеонаблюдения, системой контроля за состоянием водителей. Для удобства пассажиров в салоне установлены валидаторы для самостоятельной оплаты проезда.

До конца 2024 года регион планирует закупить еще 90 трамвайных вагонов белорусского производства.

ЖКХ

Краснодарский край планирует приобрести у завода в Беларуси 100 спецавтомобилей, в которых остро нуждаются предприятия ЖКХ.

Еще один пункт сотрудничества в этой сфере – импорт на Кубань белорусских скоростных лифтов. В 2022 году регион получил 188 лифтов. В 2023 году официальный дилер заменил 30 лифтов в рамках краевой программы капремонта многоквартирных домов.

Сегодня ведется работа по открытию в 2024 году сборочного производства лифтов в станице Староминской.

АПК

Из Республики Беларусь на Кубань осуществляются регулярные поставки высокопродуктивных кормовых добавок, в том числе для рыбоводческих хозяйств.

Есть перспективы по совместной работе в области селекции и семеноводства кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы. Такое партнерство позволит агропромышленному комплексу Краснодарского края оставаться высокотехнологичным и высокопродуктивным.

Строительство

В Краснодарский край активно импортируются белорусские цемент и бетонные блоки.

Кроме того, в направлении развития строительной отрасли наш регион готов делиться опытом в комплексной застройке и вместе развивать эту сферу.

Культура

На Кубани проходят творческие фестивали с участием деятелей культуры Беларуси.

Так, в марте 2024 года в Краснодаре состоялся Международный фестиваль белорусского кино. Помимо просмотра кинолент, зрители могли познакомиться с другими сферами искусства, характерными для республики: танцами, песнями, народным творчеством.


Тем временем

На этой неделе губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев побывал с рабочим визитом в Республике Беларусь. Он встретился с руководством компании «Белгипродор» в Минске, где главе региона презентовали технологию строительства дорог из бетона. Этот метод используют в развитии дорожной инфраструктуры страны. Также Вениамин Кондратьев посмотрел участок трассы М-3 Минск – Витебск. Ему рассказали о технологии строительства дорог, показали передвижной завод по производству цементобетона.

Вениамин Кондратьев подчеркнул, что дорожная сеть Краснодарского края одна из самых протяженных в России, это более 42,5 тысячи километров.

– Объем нашего дорожного фонда составляет 56 миллиардов рублей, при этом львиная доля идет не на строительство новых, а на ремонт существующих трасс. Благодаря вашей технологии бетонную дорогу можно эксплуатировать без ремонта 15 лет. В рамках сотрудничества мы готовы изучить и применить ваш опыт, – сказал Вениамин Кондратьев.