Накануне помощник президента России Владимир Мединский заявил о необходимости пересмотра длительности школьного обучения, подчеркивая, что 11 лет учебы — это «непозволительная роскошь». Его идея о «спрессованном образовании» вызвала бурные обсуждения среди экспертов и специалистов в области образования, представив множество мнений и аргументов как в поддержку, так и против данного предложения.
Основной аргумент Мединского заключается в том, что современный образовательный процесс не должен занимать так много времени, а выпускники должны быстрее выходить на рынок труда. Однако, как отмечают специалисты, такой подход может игнорировать важные аспекты развития ребенка.
Марина Воронова, почетный профессор Восточно-Сибирской академии образования, указывает в беседе с РБК на то, что школа выполняет не только образовательные функции, но и играет ключевую роль в социализации молодых людей. Вопрос длительности обучения, по ее мнению, должен учитывать психофизиологическое развитие детей, а также их готовность к быстрому переходу в профессиональную деятельность. Воронова акцентирует внимание на том, что важнее понять, как сокращение обучения повлияет на развитие личности, а не просто стремиться к сокращению учебного времени.
Кандидат психологических наук Анастасия Белуцкая также указывает на трудность и многослойность проблемы. Она подчеркивает, что в других странах с развитой экономикой не наблюдается тенденции к сокращению образовательного цикла. Вместо этого в таких системах образования акцентируется внимание на глубоком и всестороннем обучении, которое позволяет выпускникам успешно конкурировать на рынке труда. Это свидетельствует о необходимости сохранять гибкость образовательной системы, чтобы адаптироваться под нужды разных студентов.
Работающая система, при которой учащиеся могут получать профессию в колледже после девятого класса, была выделена как положительный аспект текущей ситуации. Екатерина Морозова, заместитель директора по учебно-методической работе, утверждает, что важно не только сокращать время учебы, но и повышать осведомленность учащихся о возможностях, которые им предоставляются. Учащиеся, чувствуя необходимость продолжать обучение, могут видеть дальнейшие пути как в вузах, так и средне-специальных учебных заведениях.