Кубанские Новости
Общество
Людмила Малютина

Как найти гения в каждом ребенке

Как найти гения в каждом ребенке
Гимназия № 92 сильно отличается от остальных общеобразовательных учебных заведений Краснодара.
Фото: Антон Приходько
Сразу семь одиннадцатиклассников, получивших наивысшую отметку по ЕГЭ, выпустились летом 2024 года из краснодарской гимназии № 92. «Кубанские новости» узнали у учителей, подготовивших учеников-стобалльников, в чем секрет их работы и успешной сдачи экзамена у школьников.

Готовиться к ЕГЭ с 5-го класса

Гимназия № 92 сильно отличается от остальных общеобразовательных учебных заведений Краснодара. Но не только тем, что классы в параллели здесь носят не буквы, а имена литературных героев, названия звезд и планет. И даже не тем, что все дети изучают не только традиционные немецкий, английский и французский языки, но и дополнительно китайский, итальянский или испанский. Нагрузка у учеников – будь здоров. Однако это не мешает им успешно готовиться к экзаменам и ежегодно выдавать результаты на ЕГЭ в 100 баллов.

В выпуске 2024 года стобалльников оказалось аж семь человек. В Краснодарском крае больше – восемь наивысших результатов оказалось лишь в сочинской гимназии № 8.

Самое удивительное, что шесть из семи гимназистов-выпускников 2024 года получили наивысшие результаты за экзамены по русскому языку и литературе. Мария Трифонова, Александр Тимощенко и Анфиса Тамразова получили по 100 баллов по литературе, а Михаил Базалук, Ульяна Савченко и Елизавета Ильиных сдали на наивысшую отметку ЕГЭ по русскому языку. Более того, все они ученики одного учителя – Марины Евгеньевны Юровой.

На все вопросы о том, как ей удалось так хорошо подготовить ребят, преподаватель скромно улыбается и говорит, что во многом это закономерный результат их упорной работы в школе и дома. Причем не только в 10-м и 11-м классах, а начиная с 5-го.

Марина Юрова хотела получить профессию переводчика испанского языка, но в итоге много лет преподает детям русский язык и литературу.
Марина Юрова хотела получить профессию переводчика испанского языка, но в итоге много лет преподает детям русский язык и литературу.
Фото: Антон Приходько

– В нашей гимназии так заведено, что учитель-предметник берет класс после окончания начальной школы и ведет к выпуску. Поэтому я не погрешу против истины, если скажу, что готовиться к ЕГЭ мы начали буквально с 5-го класса: учили правила, закрепляли знания, повторяли. Работа не останавливалась никогда. Да к тому же все мои ученики сильные, умненькие, – рассказала Марина Юрова.

Она говорит, что всегда видит в учениках только лучшие качества и искренне убеждена, что в любом классе – все дети способные. Надо лишь постараться разглядеть их таланты, помочь развить. В этом помогают не только стандартные уроки, но и диспуты, внешкольное чтение. Например, уходя на самые длинные школьные каникулы, ребята обязательно получают несколько списков произведений: обязательная программа и рекомендованная Мариной Евгеньевной литература «для души» (фантастика, детективы и пр.). Осенью, вернувшись за свои парты, они обсуждают прочитанное, оценивают книги, спорят друг с другом.

– А как иначе? Ведь в споре и рождается истина. К тому же таким образом дети учатся размышлять, строить диалоги, аргументированно представлять свою точку зрения. Все это необходимо для каждого, кто хочет стать успешным человеком, – подчеркнула Марина Юрова.

Секрет отличных оценок

За свою многолетнюю педагогическую практику Марина Юрова выработала собственную систему воспитания и образования. Она старается замотивировать ребят: объяснить, зачем надо хорошо учиться, отлично сдавать экзамены, двери каких вузов откроют высокие баллы по экзаменам.

– Если есть проблемы в знаниях или потребность в дополнительных занятиях, то мы занимаемся факультативно после уроков. Например, пишем сочинения, повторяем правила. Кстати, одна из учениц, с которой мы так занимались, недобрала на ЕГЭ всего 4 балла до наивысшей отметки, – рассказала педагог.

При этом Марина Юрова отмечает, что подготовить стобалльников по литературе сложнее, чем по русскому языку. Ведь не секрет, что современные дети очень мало читают. А без знания произведений экзамен не сдать.

Помогают просмотры фильмов, обсуждения разных экранизаций, проведение исследовательской работы по отдельным произведениям, выражениям и даже словам. Это неотъемлемая часть работы по подготовке олимпиадников, которых у Марины Евгеньевны много. И каждый такой ученик – кандидат на почетное звание стобалльника.

И все-таки никто, включая саму Марину Юрову, не мог и предполагать, что ей удастся подготовить сразу шесть стобалльников. По ее словам, она была уверена в исключительных результатах лишь у четверых учеников: Миши Базалука, Лизы Ильиных, Александра Тимощенко и Маши Трифоновой. Но то, что наивысший балл заработали еще двое ребят, – лучшая награда за качественную работу учителя.

Есть задача – надо ее решить

Седьмой стобалльник из гимназии № 92 – Глеб Алексеев получил наивысший результат по информатике. К этому званию он пришел благодаря серьезной подготовке у учителя с более чем 30-летним стажем работы – Галины Анатольевны Костенко.

По ее словам, парень всегда отличался неуемным интересом к точным наукам. С 5-го класса показывал отличный результат по математике, участвовал в олимпиадах. Класса с 7-го он начал интересоваться и заниматься информатикой. Стал постоянным участником городских, региональных и федеральных олимпиад по этому предмету.

Старания Глеба не прошли даром: за победы в олимпиадах, еще будучи учеником 11-го класса, он стал получателем Ломоносовской стипендии (ее присуждают сотрудникам, аспирантам и студентам Московского государственного университета). И Галина Анатольевна этому искренне радовалась, хотя нисколько не удивилась.

За многолетний добросовестный труд Галина Костенко ранее была награждена почетной грамотой министерства образования РФ.
За многолетний добросовестный труд Галина Костенко ранее была награждена почетной грамотой министерства образования РФ.
Фото: Антон Приходько

– Парень талантливый, все задания схватывал на лету. При этом он никогда не тратил время на разговоры, мечтания, а действовал по принципу «есть задача – надо ее решить». Помимо этого, Глеб много занимался вне уроков и черпал новую информацию из всех возможных источников. Мне очень легко было с ним работать, – отметила преподаватель.

Галина Костенко, как и ее коллега Марина Юрова, уверена, что именно наличие личного интереса, стремления стать лучшим и является главным секретом всех стобалльников и олимпиадников. Задача преподавателя состоит лишь в том, чтобы постоянно разжигать этот «огонь знаний» в детях, поддерживать правильную мотивацию. Ибо если ее нет, то рассчитывать на высокие баллы не стоит.

– Некоторые родители и школьники полагают, что ЕГЭ – это экзамен, который не показывает реальный уровень знаний учеников. Мол, можно «угадать» правильные ответы. Я с этой точкой зрения категорически не согласна. ЕГЭ по информатике – один из сложнейших экзаменов, в котором очень много элементов программирования. Без серьезных знаний его не сдать, – подчеркнула учитель.

По ее словам, поможет успешной сдаче только серьезная работа учеников в школе и дома. Причем с 5-го класса, когда они начинают изучать базовую математику. Потому что этот предмет является основой информатики.

Не зная математики, не понимая формул и принципов вычислений, качественную программу не написать. Зная это, учителя информатики всегда обращают особое внимание на юных отличников, которые с легкостью решают примеры и задачки, участвуют и побеждают в олимпиадах. У них есть все шансы в будущем стать новым Стивом Джобсом и создать программу, которая упростит жизнь людям.

Кстати, стобалльник из 92-й гимназии Глеб Алексеев уже нашел практическое применение своим знаниям и умениям. Еще в 9-м классе он написал проект по информатике о базах данных. Как он сам рассказывал, идея посетила его еще во времена карантина по коронавирусу. Мальчик систематизировал семейную фильмотеку и написал программу, которая поможет подобрать фильм для просмотра, ориентируясь на заданные параметры: какие актеры играют, жанр, возрастной ценз и так далее.

– Благодаря таким ученикам я и люблю свою работу. Больше того, я искренне считаю, что все наши дети гениальны. Просто каждый по-своему. И уроки в разных классах параллели всегда получаются разные, даже если тема одинаковая. Так что никакой рутины и скуки в школьных буднях, – сказала Галина Костенко.

Узнав, что Глеб Алексеев набрал максимальный балл на ЕГЭ по информатике, Галина Анатольевна радовалась едва ли не больше самого выпускника. Известие о его победе стало одним из самых ярких моментов в жизни педагога.

Сегодня Галина Костенко продолжает работать в гимназии, готовить учеников к олимпиадам, а может, и высшим баллам на выпускных экзаменах. Кстати, один явный кандидат на звание стобалльника у нее уже появился. Это ученик из 8-го класса Тихон Кривенко, который, хотя и не похож на Глеба Алексеева, но также любит информатику и очень ответственно относится к учебе.

– У него «хорошая» математика и может все получиться с программированием. Думаю, что он станет еще одной нашей «звездочкой». Я была бы этому искренне рада и готова стать его проводником в мир больших открытий и достижений, – сказала преподаватель.