В последнее время клиенты российских банков стали свидетелями неприятной ситуации, связанной с ошибочным списанием денежных средств со счетов. Причиной этого стали сбои в платежных терминалах Сбербанка, о чем сообщили шесть источников в банковской и платежной сферах в интервью РБК. Информация о проблемах с терминалами была также подтверждена представителем банка «Зенит».
На протяжении нескольких дней пользователи активно выражали недовольство в социальных сетях, сообщая о двойных списаниях со своих карт. По словам одного из информаторов РБК, основным образом пострадали те клиенты, которые производили оплаты через POS-терминалы, принадлежащие Сбербанку. Неудивительно, что проблема оказала влияние на весь банковский рынок, ведь именно у Сбербанка самая большая сеть платежных терминалов в России.
По данным источника из банка, входящего в топ-20, ошибочные списания затронули клиентов, использующих карточки платежной системы Visa. Несмотря на то, что Visa покинула российский рынок в 2022 году, карты этой системы продолжают функционировать в стране через Национальную систему платежных карт (НСПК).
Другой источник РБК сообщил, что ошибки списания в основном происходили у клиентов банков, которые обрабатывают «клиринговые файлы» несколько раз в день — то есть подтверждают транзакции. В случае, если банк обрабатывает такие файлы только один раз в сутки, у него была возможность не заметить ошибку, и, следовательно, клиенты могли столкнуться с ненадлежащими списаниями. На текущий момент многие банки активно проверяют все операции по картам и работают над тем, чтобы вернуть пользователям ошибочно снятые средства.