Конституционный суд РФ приступил к рассмотрению важного вопроса в сфере налогового законодательства. На повестке дня - проверка соответствия Конституции ряда положений Налогового кодекса, касающихся учета в налоговых расходах стоимости списанных объектов незавершенного строительства.
Инициатором этого разбирательства выступил Арбитражный суд Москвы, который направил соответствующий запрос после рассмотрения спора между АО "Газпромнефть-Московский НПЗ" и межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №2. Об этом сообщает РБК.
Суть проблемы заключается в том, что действующее законодательство не позволяет учитывать стоимость незавершенных объектов в налоговых расходах. Арбитражный суд Москвы высказал опасение, что такой запрет может нарушать права собственности и ограничивать экономическую деятельность налогоплательщиков. Более того, это может привести к снижению инвестиционной активности, так как вложения в проекты с высоким уровнем риска могут оказаться невыгодными с точки зрения налогообложения.
История конфликта между "Газпромнефть-МНПЗ" и налоговой инспекцией уходит корнями в 2020 год. Тогда налоговые органы доначислили компании внушительную сумму в 158,9 миллионов рублей в качестве налога на прибыль за 2016 год, включая штрафы и пени. Камнем преткновения стала установка "Флексикокинг" - налоговая инспекция настаивает, что расходы на списанные активы такого рода не могут быть учтены в налоговой базе, так как они связаны с первоначальной стоимостью незавершенных объектов, не классифицируемых как основные средства.
Важно отметить, что в 2023 году Министерство финансов отклонило предложение о включении таких расходов в список налоговых вычетов, тем самым усугубив ситуацию.
Если Конституционный суд признает оспариваемые нормы неконституционными, это может иметь далеко идущие последствия. Во-первых, это может привести к пересмотру многих налоговых дел, связанных с учетом таких положений. Компании получат возможность оспаривать предыдущие начисления, при условии соблюдения установленных сроков и процедур. Во-вторых, если расходы ранее не были учтены, налогоплательщики смогут подать уточненные декларации в течение трех лет с момента их уплаты.