Автолюбители, приобретавшие автомобили, ввезённые в Россию через «серый» импорт, находятся в сложной ситуации из-за неожиданной аннуляции электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС). Данная проблема, связанная с мошенническими схемами, была озвучена Максимом Шелковым, руководителем экспертного центра «Автокриминалист», в интервью «Газете.Ru».
Эксперт рассказал о случае, когда владелец лифтбэка Kia Stinger столкнулся с этой проблемой. Машина была приобретена в Москве в сентябре 2024 года, спустя месяц после увеличения ставки утилизационного сбора в России. Как выяснилось, для оформления таможенной документации использовалось поддельное свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).
В частности, речь идёт о том, что россиянин купил автомобиль Kia Stinger 2020 года за 4,7 миллиона рублей через серый импорт, пройдя процесс через Кыргызстан и Казахстан. Владелец получил все необходимые документы и смог зарегистрировать машину в ГИБДД, но вскоре его уведомили об аннуляции ЭПТС. В таможне пояснили, что информация, предоставленная по автомобилю, была недостоверной — в частности, был ошибочно указан меньший объём двигателя, что привело к неправильному расчёту утилизационного сбора. В результате вместо положенных 970 тысяч рублей покупатель заплатил значительно меньшую сумму.
Шелков отметил, что государственные органы, занимающиеся оформлением ЭПТС, не проверили подлинность предоставленных документов. По действующему законодательству предполагается, что все бумаги, предоставляемые для оформления, должны быть подлинными, и ответственность за это лежит на декларанте. В настоящее время владелец Kia Stinger ищет возможность уплатить утилизационный сбор по ранее установленным ставкам.
Как подчеркнул эксперт, подобные мошеннические схемы часто реализуют недобросовестные участники рынка, включая фирмы, занимающиеся ввозом автомобилей на заказ, и таможенных брокеров. Они могут оказывать услуги по оформлению автомобиля, взимая за это плату, а затем занижать стоимость машины, тем самым зарабатывая на разнице во взимаемых суммах на таможне.
Шелков также добавил, что такие схемы возникают из-за недостаточного контроля на каждом этапе покупки и оформления автомобиля. Если бы мы вернулись к практике, существовавшей 15 лет назад, когда оформление автомобилей из-за границы было сосредоточено в одних руках и находилось под жестким контролем, возможно, подобные проблемы могли бы быть предотвращены.