В начале и середине XX века в кубанской столице было построено и запущено много предприятий, расположенных если не в центре города, то как минимум в середине жилых кварталов. Завод «Октябрь», хладокомбинат, хлопчатобумажный комбинат, мясокомбинат и много других производств соседствовали с многоквартирниками и частным сектором. Это создавало немало проблем жителям: грязный воздух, шум, нескончаемый поток грузовых автомобилей. И все-таки предприятия функционировали, давая рабочие места краснодарцам, обеспечивая постоянный приток налогов в бюджеты города и края.
Понятно, что такие пейзажи совершенно не украшают кубанскую столицу. Поэтому их стали застраивать новыми жилыми комплексами, зонами отдыха. Так случилось, к примеру, с территорией бывшего завода «Октябрь», на месте которого появился ТЦ «Галерея», ставший одной из визитных карточек города.
Другой торговый центр, расположенный между улицами Красной и Коммунаров, занимает площадь бывшего завода имени Калинина. В бывших цехах краснодарского завода электроизмерительных приборов (ЗИП) сегодня обустроены десятки уютных пространств для отдыха, занятий творчеством. Есть даже театр.
Территория бывшего фарфорового завода в восточной части кубанской столицы сейчас активно перестраивается. В обозримом будущем здесь появится еще одна зона для семейного досуга и отдыха. И точно будет лучше, чем пустые полуразрушенные производственные корпуса.
Старожилы сетуют, что людей лишили рабочих мест, возможности стабильного заработка. Но ведь торговые комплексы – это тоже сотни, если не тысячи рабочих мест со средней зарплатой даже больше, чем в среднем по краю. Кроме того, это точки притяжения горожан и гостей Краснодара, которые украшают краевой центр, добавляя ему современного лоска, комфорта.
В крупных городах России уже давно стали избавляться от такого сомнительного наследия индустриализации. Бывшие промышленные зоны в Москве, Санкт-Петербурге превращаются в новые комфортные для жизни и отдыха территории. Там строят жилые дома, которые пользуются большим спросом у покупателей недвижимости. Довольны и соседи – экологическая ситуация в районе становится ощутимо лучше.
По такому же пути в самое ближайшее время пойдет и развитие территории бывшего МЖК в центре Краснодара. В 2019 году на предприятии закрыли опасные производства, в том числе маслоэкстракционный и мыловаренный цеха, а также элеватор. После этого предприятие продолжило работать на существующей территории: полностью сохранились цеха розлива масла, производства майонезов и соусов, фасовки. При этом уже тогда всем (и руководству компании, и властям города) было понятно, что эффективно завод работать уже не может. Ведь для этого ему необходимы не только цеха, наполненные современным оборудованием и специалистами, но и соответствующая инфраструктура. В частности, подъездные пути к производственным корпусам. А завод МЖК находится в максимально неудобном для этого месте. Вокруг жилые дома, с одной стороны – железнодорожные пути. Все это вызывает серьезные проблемы с логистикой.
Предприятие давно уже не работает на полную мощность, при этом занимает огромный участок дорогой земли в центре кубанской столицы. Не будем забывать и об экологической составляющей.
– Функционирование в черте города масложиркомбината не лучшим образом сказывается на экологии. Аналогичные предприятия, к примеру, в Москве выносят за пределы города. Территорию на улице Тихорецкой, где сейчас расположено производство, уже давно можно считать центральной частью краевой столицы, а не окраиной, поэтому ее, безусловно, надо благоустраивать, предварительно проведя оценку инженерного и экологического потенциала. МЖК же там себя давно изжил, – уверен заслуженный строитель Кубани Виталий Качков.
По закону, для подобных производств необходима санитарно-защитная зона шириной 500 метров. И на ней не должны находиться жилые дома, поскольку люди в такой буферной зоне ежедневно подвергают опасности свое здоровье. Этот норматив совершенно не соблюдается: менее чем в 50 метрах от МЖХ расположены вещевой рынок, жилые дома в районе улицы Шевченко, в том числе новые многоэтажные жилые комплексы, а также детский сад № 82.
Сегодня опасные производства МЖК, включая маслоэкстракционный цех, уже вынесены за пределы Краснодара. Но и в таком «усеченном виде» оставлять предприятие на прежнем месте не стоит. Равно, как и пытаться переформатировать промзону в современный промышленный кластер. Об этом говорят экологи, общественные деятели, строители, архитекторы.
По мнению заместителя руководителя Института развития градостроительства и городской среды Краснодарского края Натальи Машталир, в кубанской столице можно и нужно формировать новые жилые кварталы на территории бывших промышленных предприятий. Это один из распространенных в современном мире вариантов развития городской агломерации.
Затронул этот вопрос на своей пресс-конференции и мэр Краснодара Евгений Наумов. Он отметил, что тенденцией развития больших городов, таких как Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, всех миллионников «со стажем», является вынос крупных производств за границы города.
Поддерживают такое намерение и известные краснодарские урбанисты Мирослав Гриценко и Денис Лысов, которые активно занимаются вопросами формирования и благоустройства городской среды.
– Дополнительные квадратные метры развивают инфраструктуру города, поскольку влекут за собой целую палитру элементов для комфортной жизни, включая социальные объекты, инженерные сети и озеленение. Такие умирающие промзоны опасны как для экологии, так и для коммерческой деятельности. То же самое касается и табачной фабрики, расположенной на улице Ипподромной. Производство прекратилось там еще в 2022 году. Имеет смысл оживлять эти территории, давно ставшие сердцем Краснодара, а значит, и дополняющие, словно элементы пазла, образ столицы юга, – сказал Денис Лысов.
И все-таки некоторые горожане уверены, что сохранить МЖК на его историческом месте было бы правильнее. Мол, удалось же сохранить и возродить завод имени Седина. К сожалению, этот пример не очень убедительный. Ведь данное промпредприятие находится не в центре жилой застройки и имеет отличные подъездные пути. Автомобили и поезда не создают никаких препон для краснодарцев и не вносят коррективы в движение по городским улицам.
В случае с МЖК реновация – единственной возможный вариант развития территории площадью в 22 гектара. В XXI веке оставлять такие приветы из прошлого неправильно и опасно для здоровья горожан. Благоустроенный район с жилой застройкой, детскими и спортивными площадками, скверами для отдыха будет выглядеть гораздо привлекательнее, чем полуразрушенные чадящие корпуса промышленного предприятия. Да и любой архитектор или экономист подтвердит, что город всегда выигрывает от реализации подобных проектов, когда на месте заброшенных территорий формируется новая современная городская среда с необходимой инфраструктурой, в том числе объектами транспорта, спорта и образования.