Попались на уловки преступников 6 процентов респондентов, 41 процент опрошенных рассказали, что не сталкивались с обманом по телефону или в интернете. Еще 4 процента участников опроса не смогли идентифицировать звонок как мошеннический, но отметили, что такие подозрения у них были.
Подавляющее большинство тех, кто общался с обманщиками, но не попался на их уловки (61 процент), не сообщали об этом в какие-либо официальные организации. Только треть (33 процента) поделились этим фактом с экспертами банка, а 7 процентов обратились в полицию.
По данным опроса, большинство тех, кто столкнулся с мошенниками и потерял при этом деньги, обращались в банк. Около половины обратившихся в различные инстанции смогли вернуть свои средства. Чаще всего те, кто пострадал от действий мошенников, изучали случаи мошенничества, чтобы быть внимательными с новыми приложениями и ссылками.
Почти 70 процентов южан сообщили, что у них подключен один или несколько сервисов определителя номера и спам-защиты. 26 процентов пренебрегают такой услугой, а 5 процентов не в курсе, как ее подключить. В то, что такая защита поможет блокировать звонки мошенников, верят 22 процента респондентов, 60 процентов считают, что это помогает лишь частично. 17 процентов жителей ЮФО уверены, что в дополнение к защите от спама нужно проявлять бдительность – именно это поможет избежать обмана.
По данным ВТБ, в 85 процентах случаев мошенники заставляют людей добровольно передать им деньги, используя социальную инженерию.
– Сейчас у аферистов особенно популярны две схемы: в первой они звонят через мессенджеры и под разными предлогами просят включить демонстрацию экрана, чтобы увидеть ваш пароль для входа в приложение и пришедшие СМС с кодами. А во втором случае мошенники используют симбиоз ранее успешных схем: звонят якобы из «Энергосбыта» или поликлиники, «Почты России» и отправляют код для входа в «Госуслуги», после просят его озвучить и скидывают звонок. Затем звонят уже якобы от «Госуслуг», говорят, что вам звонили мошенники и они как-то получили доступ в ваш профиль, а дальше клиент уже полностью доверяет им, называет все коды и переводит деньги на «безопасный счет». Будьте бдительны и не ведитесь на уловки аферистов, – отметил старший вице-президент банка ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
В пресс-службе банка уточнили, что по итогам девяти месяцев было выявлено более 8,6 миллиона подозрительных операций. Удалось сохранить клиентам миллиарды рублей, которые мошенники пытались похитить.
* Опрос проведен ВТБ с 1 по 10 октября по репрезентативной выборке среди 1500 человек в возрасте от 18 до 65 лет в городах России с населением более 100 тысяч человек.