Роль характерника заключалась не только в том, чтобы составлять прогнозы на урожай или военные кампании (гадать о хлебе и войне), но также лечить раненых и хилых. О магических способностях некоторых казаков ходили легенды, отголоски которых живо по сей день.
Атаман Войска Донского в 1670–1671 годы стал предводителем крестьянского восстания, крупнейшего в истории допетровской России.
В фольклоре Степан Разин предстает колдуном, чернокнижником и оборотнем. Народная молва ему приписывала неуязвимость. Говорили, что пули отскакивали от Разина. Он знал разные заговоры и умел своих товарищей тоже избавлять от верной смерти.
Еще Стеньке приписывали чудесную способность понимать язык птиц и зверей. Мог атаман заклинать змей, комаров и жаб, чтобы не жалили, не кусали и не квакали.
Будто бы свой дар Разин получил от волшебного камня. Но большинство людей верили, что магическую силу ему дает сам Сатана.
Особо отмечалась фольклористами умение Стеньки управлять водной стихией. Например, Разин вызывал наводнение, поднимал его уровень до нужной высоты и доплывал до цели на чудесной кошме. Возможно, что бросание персидской княжны в пучину волн – это жертва морскому богу. Об этом поступке поется в известной песне «Из-за острова на стрежень».
Герой Кавказской войны 1817–1864 годов, генерал-лейтенант русской императорской армии получил прозвище «Сатана» из-за своей характерной внешности. Яков Бакланов был двухметрового роста с широченными плечами.
Образ дополняла непропорционально большая голова с длиннющими усами, бакенбардами и густыми бровями. Неожиданное появление на поле боя и суровое выражение лица производили неизгладимое впечатление на противника.
Среди горцев ходила легенда, что Бакланов состоит в сношениях с нечистой силой и является оборотнем, убить которого можно только серебряной пулей.
Генерал сам водил казачьи полки и сотни в атаки, участвовал в перестрелках и в засадах, строительстве укреплений, мостов и дорог. Бакланов всегда выходил победителем из рукопашных схваток, в которых ему нередко приходилось бывать.
Соратник Богдана Хмельницкого, кошевой атаман Запорожской Сечи был участником многочисленных походов и сражений 17 века, главным образом против крымских татар и турок. Иван Серко прославился, как ревностный защитник православия.
За время своего атаманства с 1659 по 1680 годы Иван участвовал в 244 сражениях, в которых ни разу не был ранен. Среди товарищей Сирко почитался как чародей и целитель. Казаки верили, что Иван Серко заранее знал, с кем и где надо воевать, чтобы победить, а во время битвы обращался в волка или ястреба.
После смерти перед похоронами знаменитого характерника казаки отрезали его правую руку и всегда возили с собой в военные походы, чтобы наводить на врагов порчу и панический ужас.