Кубанские Новости
Общество
Ксения Плесовских

Нефтяные пятна не первый раз угрожают мировой экологии

Нефтяные пятна не первый раз угрожают мировой экологии
Фото: пресс-служба администрации Анапы
Экологические и экономические проблемы, связанные с резонансными авариями судов в водах, существуют во всём мире.

В истории нефтегазового сектора случаются чрезвычайные события, которые становятся судьбоносными не только для конкретных компаний, но и для экосистемы и экономики целых регионов. Российской Федерации такие инциденты тоже не обошли стороной, и одной из самых резонансных аварий последних лет стал разлив дизельного топлива в Норильске 29 мая 2020 года.

Этот инцидент оставил значительный след в истории корпоративной ответственности и экологической безопасности. Разлив 21 тыс. тонн дизтоплива из резервуара на территории ТЭЦ-3 в Норильске, принадлежащей дочерней компании "Норникеля", стал настоящим вызовом для гиганта металлургической отрасли. Ущерб был колоссальным: тонна дизеля в Сибири и на Дальнем Востоке в то время оценилась в около 49,065 рублей, что в сумме составило почти 980 млн рублей, но финансовый урон оказался лишь частью проблемы.

Росприроднадзор оценил нанесенный окружающей среде ущерб в 148 млрд рублей, что "Норникель" сразу оспорил, утверждая, что ущерб не превышает 21 млрд рублей. Однако в итоге компании пришлось принять суровую финансовую реальность: по состоянию на середину 2022 года затраты достигли 146 млрд рублей. Для устранения последствий привлекались МЧС и специализированные подразделения "Транснефти" и "Газпром нефти", что подчеркивает масштаб трагедии.

Этот инцидент влечет за собой многочисленные кадровые и структурные изменения внутри корпорации: "Норникель" создал восемь новых департаментов, ответственных за охрану природы. Тем не менее, это не повлияло на финансовое благополучие компании — по итогам 2020 года вознаграждение топ-менеджмента достигло рекордных 6,2 млрд рублей.

В отличие от "Норникеля", Компания "Коминефть" не справилась с последствиями аварии в 1994 году на нефтепроводе "Возей-Головные сооружения" в Усинском районе Республики Коми. Разлив 14 тыс. тонн нефти (по неофициальным данным, это могло быть до 100 тыс. тонн) требовал колоссальных ресурсов для ликвидации. В 1995 году, чтобы поддержать компанию, Министерство финансов России вынуждено было обратиться за чрезвычайным займом к Всемирному банку и Европейскому банку реконструкции и развития на общую сумму 124 млн долларов. Но эти усилия не уберегли "Коминефть" от банкротства в 1996 году.

Ликвидированные "Коминефть" перешла в частную "КомиТЭК", которая в 2002 году была поглощена ЛУКОЙЛом. Проблемы с экологией в регионе остались актуальными: в последние годы ЛУКОЙЛ-Коми продолжает получать штрафы за загрязнение почвы и водоемов в Коми, и регулярные утечки нефти свидетельствуют о серьезных структурных проблемах в управлении экологической безопасностью.

Нефтяные катастрофы — это не только локальная проблема. Они имеют глобальный масштаб и длительные последствия, затрагивающие экономику, общественное мнение и биоразнообразие регионов. Например, катастрофа на нефтяной платформе Deepwater Horizon в 2010 году оставила неизгладимый след на репутации BP: 11 жертв, ежедневно 40 тыс. баррелей нефти в Мексиканском заливе в течение 87 дней. Общая стоимость урегулирования убытков составила более 53,8 млрд долларов, что сделало эту аварию одной из самых масштабных в истории.

Другой пример — трагедия танкера Exxon Valdez в 1989 году в проливе Принца Вильгельма, Аляска. В результате аварии было разлито 240 тыс. баррелей нефти, загрязнено более 2000 км береговой линии. Независимо от размеров компании, каждый такой инцидент оставляет за собой долгий след как в финансовом плане, так и в ущербе экологии.

Эти примеры показывают, что независимо от корпоративной мощи и финансовой устойчивости, экологические катастрофы всегда требуют серьезных вложений в восстановление пострадавших территорий и на долгие годы влияют на репутацию компаний. Управление рисками и обеспечение экологической безопасности должны стать приоритетами не только для отдельных компаний, но и для всей отрасли в целом.

Напомним, новые пятна нефтепродуктов появились в районе реки Можепсин, на береговой полосе станицы Благовещенской и на пляже Джемете. Продолжается вывоз с пляжных территорий собранных ранее мешков с загрязненным песком. После ночного шторма они практически не пострадали.

Как сообщалось ранее, для ликвидации ЧС на побережье Анапы сформирована группа из более чем 10 тысяч человек.

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies