В старинных преданиях любого народа найдется упоминание об исконных жителях, которые жили здесь прежде. Обычно это мифические существа. При их описании сказители впадают в две крайности и говорят либо о великанах, либо о карликах.
Иногда наделяют коренных обитателей магическими способностями и звериными чертами – песьими головами, змеиными ногами или лебедиными шеями. Такова в русских сказках колдовская чудь. А в греческих мифах были пигмеи, которые враждовали с журавлями, и кентавры – с лапифами.
Давайте рассмотрим несколько гипотез.
В старославянском языке гигантов называли исполинами. Известный лексикограф Макс Фасмер в своем фундаментальном труде «Этимологический словарь русского языка» приводит примеры о связи слова «исполины» с названием обитавшего на Дону народа. Плиний Старший и Иордан упоминают сполов, или спалеев. Диодор называет это племя потомками скифского царя Пала.
Считается, что сполы были ираноязычны. В пользу этого говорят индо-парфянские имена царей – Спалирисос, Спалирис и Спалахор. Сравнение древних обитателей Дона с гигантами предполагает, что славяне какое-то время были порабощены сполами. Но сами сполы были побеждены германским племенем готов.
Возможно, имя сполы происходит от германского корня «говорить» (в английском spell). Такая традиция давать имена распространилась и у славян, которые считали себя «обладающими словом» в отличие от немцев (немых).
Интересно, что «великан» в германских языках – Нünе (в память о жестоких варварах гуннах), а в польском – olbrzym (обрин, в честь завоевателей аваров).
Однако в пользу большой древности иранского населения Юга России указывают и названия главных рек – Дона, Днестра, Днепра, Дуная и Кубани (Вардана). В этих именах встречается один и тот же корень – «дон» (река).
Австрийский лингвист Георг Хольцер предположил, что славянские языки содержат существенный пласт слов, которые более нигде не встречаются. Этот факт подтолкнул ученого к мысли: эта лексика была заимствована славянами у некоего народа-Икс. Остатки языковых корней загадочных аборигенов Хольцер предложил назвать «темематическим субстратом» (сложная аббревиатура составлена по первым буквам лингвистических терминов).
Хольцер заметил, что целый ряд слов в русском языке образует пары, в которых согласные звуки чередуются вопреки всяких правил: крюк – клюка, голень – колено, свиреп – зверь, затвор – дверь.
Интерес представляет названия металлов в русском языке – железо, серебро, олово, медь… Похожие имена носили местности в Передней Азии: царство Мидия, Сиброс – «серебряный поток» в Ликии, Тельхины – на острове Родос. Язык, из которого к славянам попали названия металлов, не определен.
Так называют кочевников, которые вторглись в Закавказье в 8 веке до нашей эры и завоевали ряд мест на территории современной Турции.
Судя по сохранившимся документам, их самоназвание звучало как «гимер». Библия называет их «гомер». Происхождение автора «Одиссеи» Гомера, возможно, киммерийское.
В память о завоевателях грузины называют великанов «гмири», осетины – «гумир». В Армении это имя сохранилось в названии города Гюмри, а в европейских языках – в слове «кумир».
Все сведения о киммерийском языке весьма условны, но вероятно, что относился он к одной из самых первых волн европейцев. Некоторые предполагают, что к кельтам.
На самом краю Европы до сих пор сохранились островки самых архаичных языков. Валлийцы Британских островов до сих пор называют себя cimry (кимры).
Кстати, в русском языке заимствования из кельтских языков – не редкость. Среди них такие слова, как слуга, сало, корова, корм, кров и брага.
И еще названия Днепра и Днестра наиболее логично объясняют именно кельтские языки: «дон-иепр» и «дон-иестр» – это верхняя и нижняя река, соответственно.