Кубанские Новости

Славянский детектив – кто такая Снегурочка и кем она доводится Деду Морозу?

Славянский детектив – кто такая Снегурочка и кем она доводится Деду Морозу?
Аид и Персефона – это наши Дед Мороз со Снегурочкой.
Фото: Нейросеть shedevrum.ai
В современной традиции спутница главного новогоднего персонажа приходится ему внучкой. Однако так было не всегда.

На русских дореволюционных открытках (да и советских тоже) Дед Мороз часто был изображен не со Снегурочкой, а с мальчиком, которого так незатейливо и звании – Новый Год. Но этот дуэт не прижился. Теперь дедушка постоянно поздравляет россиян с девушкой.

Однако природа Снегурочки загадочна и, чтобы распутать эту таинственную историю понадобятся навыки детектива.

Дочь

В 1873 году Александр Островский, под влиянием русских народных сказок, пишет знаменитую пьесу. В ней Снегурочка предстает как дочь Деда Мороза и Весны-Красны. А гибель снежной красавицы во время прыжков через костер Островский подает, как очистительный ритуал.

Сказочная пьеса завершается, как не покажется это для нас кощунственным, весельем:

«Снегурочки печальная кончина
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье –
Холодная Снегурочка погибла».

Персефона

По мнению некоторых исследователей, Дед Мороз – изначально славянский персонаж, имевший отношение к культу мертвых. Стихия льда («мертвой воды»), источников мудрости и сокрытых богатств роднит забавного и смешного, на первый взгляд, дедушку с такими зловещими персонажами, как греческий Аид и скандинавский Один.

Так что, вполне возможно, что сказка про Снегурочку – это переживший трансформацию миф о похищения Аидом Персефоны. Много общего у Снегурочки и с валькирией, усыпленной Одином при помощи волшебного шипа.

Этот шип – ледяной кристалл, о котором есть упоминание в карело-финском эпосе «Калевала». Хозяйка мрачного Севера Похйола (буквально «Дно мира») усыпляет героев ледяными иголками забвения.

Великанша

Подлинные корни русской народной сказки «Снегурочка» впервые были приоткрыты Островским. Им «Снегурочка» была переосмыслена и холодная дева предстала порождением тьмы. Островский трактует смерть Снегурочки как вполне закономерный процесс. Весна побеждает Зиму, черное (плодородная земля) побеждает белое (бесплодный холод).

Возможно, Снегурочка – это память о европейском леднике и об инистых великанах, сохранившихся в сказаниях и легендах Скандинавии.

Например, в мифе о конунге-правителе Древней Швеции Гюльви есть примечательный отрывок:

«Когда повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир. От него то и пошло все племя инистых великанов».

Отдаленная параллель Снегурочке есть у Ханса Кристиана Андерсена. Его Снежная Королева… Ну чем не Снегурочка? Правда, повзрослевшая и заматеревшая.

Жена

«Мороз», на самом деле, – страшное славянское слово: оно того же корня, что и «мор» (смерть, морок, мрак). Да и «Дедами» на Руси называли покойных предков и обряд поминовения. Сама стихия холода противоположна солнечному теплу.

Должна же быть у Деда Мороза пара? Да. И она называлась Марья Моревна. Это имя того же корня, что и слово «мороз», заметьте. Историки и этнографы утверждают, что имена Морена или Марена встречаются в новгородских берестяных грамотах.

В начале зимы Марья Моревна – юная прекрасная девушка, но постепенно стареет и к концу морозов превращается в злобную уродливую старуху. Вот почему она – то внучка, то дочка, то жена или просто спутница Деда Мороза (а иногда и Бабы-яги).

Празднуя окончание зимы, славяне изготавливали куклу Морены и сжигали ее на костре. Получалась Масленица.