Выдающееся произведение времен эллинизма «Метаморфозы» Овидия повествует о мифических превращениях человека в животных, растения, предметы и звезды. Всего у Овидия около 250 превращений и каждое наполнено особым смыслом и звучит, как притча.
Число «25» будет с нами целый год. Поэтому любопытно, как относились к нему разные цивилизации, с чем ассоциировали мистики и провидцы?
Эта цифра напоминает птицу. Двойка соединяет в себе крайности, как день и ночь, начало и конец. Обычно это знак противостояния двух антагонистических сил природы.
Полузабытый Степан Шевырев в стихотворении «Сон» писал:
«Все дышит жизнию двойной:
Два солнца отражают воды
Два сердца бьют в груди природы –
И кровь ключом двойным течет».
Два – это символика гармонии и правосудия. Но поскольку 2 – число противоречивое, то может обозначать лживость и даже дьявола (у него ведь два рога). В целом два – число душевной тревоги и боли.
У даосов Китая 2 – это динамичное спокойствие. Двойка отождествляется с луной, поскольку у нее (как и у дьявола) два рожка.
«Вот как меняется луна, то полная, то на ущербе, но и она, в конце концов, не может не погибнуть», – сочинял поэт Су-Ши.
Графическая форма числа два напоминает лебедя. И вот, что говорил философ Су Сюнь: «Лебедь принадлежит к птицам света, но живет в воде [у китайцев вода – символ тьмы]. Когда он находится на воде, то он считает для себя успокоением добраться до суши. Когда же он находится на суше, то он считает для себя радостью добраться до воды».
В индуизме гигантский лебедь роняет в хаос первичное яйцо, из которого выходит Добро и Зло. «Духи сражаются в тайном. Это добро и зло стоят рядом», – напоминает нам мистик Ян Сюн в своей «Книге великой тайны».
Пифагорейцы считали двойку связанной с Герой, кукушкой, телицей, светом, любовью и рождением… А также с яблоней, айвой, грушей, вереском, беленой, ландышем, льном и лилией.
В еврейской Каббале 2 – это мудрость, в тантризме – предохранение, а у индейцев майя – бог жертвоприношений с протянутой рукой, а также отражение в смежных зеркалах и близнецы-герои, затеявшие смертельную игру в мяч.
Этот знак является отражением двойки (птицы). Поэтому некоторые нумерологии видят в пятерке символику Луны. Это – символ риска и счастливого случая. Отсутствие устойчивости в числе пять выводится из его нечетности.
А еще пятерка – это иллюзорность мира, ведь на самом деле никакой луны в реке нет. По легенде Будда влюбился в свое отражение, но после не мог решить, кто существует на самом деле – он, или его отражение?
Число пять – это второе «я», вторая реальность, принимаемая за потусторонность. Пять каким-то образом связано с зеркалом и сном. «Можно спрятать лодку в реке и холм в озере, и думать, что они надежно укрыты, но в полночь силач унесет их на спине», – писал китайский философ Чжуан-Цзы.
«Луна – мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен». А это уже говорит Апулей в романе «Золотой осел».
Геометрический символ числа 5 – это знаменитая пентаграмма, или пентальфа – первая сложная фигура на плоскости из класса звезд. У пифагорейцев этот символ особо почитался. Возможно из-за того, что пентаграмма содержит все пропорции, известные пифагорейцам: арифметическую, геометрическую, гармоническую и золотую. Кроме того, звездчатый пятиугольник является проекцией человеческого тела.
В учении Платона о четырех стихиях есть такой термин – квинтэссенция (пятая сущность). У средневековых алхимиков это – тончайший элемент, связывающий все вещи в мире. Атомам пятой сущности Платон придавал форму додекаэдра.
Пифагорейцы отождествляли пятерку с Юпитером, обезьяной, голубем, Девкалионом и титаном Иапетом, а также кленом, рябиной, ревенем, сельдереем и тысячелистником.
В некоторых языках «25» – это одно слово. На хинди оно звучит как «паччис», на французском – вэт-сэнг (vingt-cinq). Большинство христиан 25 декабря отмечают Рождество, а в классической философии индуизма мироздание состоит из 25 первоэлементов (таттв). Кстати, столько же букв в латинском алфавите.
Нумерологи рассматриват число 25, как лебедя, который смотрит на свое отражение в воде. Это аллегория труднопрогнозируемых и чрезвычайно редких событий, которые будут иметь значительные последствия в будущем.
У Люсссии Оберст есть стихотворение «Черный лебедь и Луна». Он ловил в реке звездочку, но увидел отражение луны и влюбился:
«Наше отраженье –
Сами создаем,
Но порой от Неба
Мы иного ждем».