Среди настольных игр по популярности у россиян лидируют так называемые «бродилки». Участники своеобразных состязаний перемещаются по игровому полю, бросают игральные кости и выполняют различные задачи, преодолевая препятствия. За столом могут собраться от двух до шести человек, как дети старше 8 лет, так и взрослые.
Возвращение популярности бродилок социологи объясняют не только ностальгией. Есть интересный феномен – усталость от цифрового мира. В век, насыщенный технологиями, многие ищут способы отдохнуть от экранов и погрузиться в аналоговую реальность. Настольные игры позволяют сделать это, предоставляя возможность сосредоточиться на общении с другими людьми без отвлекающих факторов вроде уведомлений на смартфоне.
История настольных игр насчитывает не менее 5,5 тысяч лет. Происхождение их связывают с древнейшими на Земле цивилизациями.
Эта старейшая из известных игр с передвижением фишек по доске. Название «сенет» означает «прохождение».
Уже 3,5 тысяч лет фараоны и их подручные забавлялись такой бродилкой.
Однако у этой игры был и тайный смысл. Сенет ассоциировался с путешествием в потусторонний мир. Игра упомянута в знаменитой «Книге мертвых», а также в древнеегипетских мифах. Посредством игры в сенет жрецы составляли свои пророчества и предсказания.
С падением Римской империи сенет был забыт за одним исключением. Похожая игра – таб – есть у кочевников Судана.
За столом – два игрока. Ходы определяются жребием, вместо кубиков – 4 плоские палочки с черной и белой стороной.
Поле разделено на 30 сегментов (10 на 3). У каждого по 5 фишек (у одного – «конусы», у другого – «катушки»), все они выстраиваются в одну линию. Гонка происходит по зигзагообразному маршруту. Цель – вывести все свои фишки с доски и не дать это сделать противнику. Каждая клетка помечена иероглифом, обозначающим ловушку или бонус.
В 3 тысячелетии до нашей эры появилась игра шашечного типа. Нарды сохранились до сих пор. Считается, что родина этой настольной забавы – Месопотамия. В Уре, в одном из древнейших городов мира была найдена доска с фишками. Шумерам не была чужда магия: во время партии они полагали, что игрокам показывается будущее или передаются послания богов.
Интересно, что в позднюю Античность месопотамская забава была забыта, но в нее продолжали играть в южноиндийском городе Кочин потомки еврейских купцов. Ежедневные турниры (ааша) продолжались вплоть до 1950-х годов, когда последние носители древнейшей традиции съехали в Израиль.
Доска этой игры была сложной формы – из 20 сегментов. Большой квадрат 3 на 4 соединялся малым (2×3) посредством узкой перемычкой из двух клеток. У игроков были круглые фишки.
Цель игры аналогична сенету.
Настольная игра с глубоким стратегическим содержанием зародилась в Древнем Китае около двух тысяч лет до нашей эры под названием «вэйци» – «игра в окружение», но всемирную популярность приобрела в Японии, где ее знают, как «го».
Поле представляет собой размеченную линиями доску, на которой два игрока стараются оградить как можно большую территорию и захватить шашки (камни) противника.
По легенде, игра была придумана для непутевого сына императора, чтобы развить его ум и способность к концентрации внимания.