При этом 65 процентов респондентов заявили, что рассматривают покупку машины за собственные средства, а 35 процентов – за заемные.
Почти половина респондентов (48 процентов) рассматривают покупку машины в пределах 1,5–3 миллионов рублей, треть не готовы потратить на авто более 1,5 миллиона рублей. При этом из альтернативных способов владения автомобилем наиболее известным стал лизинг – о нем знают 75 процентов опрошенных. На втором месте – аренда авто, которая известна 63 процентам россиян. Каждый четвертый слышал про подписку на авто, а попробовать ее хотели бы 66 процентам респондентов. Самыми востребованными классами авто, которые люди готовы взять по подписке, стали семейные машины комфорт-класса (33,7 процента), легковые авто среднего класса (31,1 процента) и городские малолитражки (16,1 процента). Еще 14 процентов опрошенных готовы взять по подписке авто бизнес-класса, а 5 процентов – представительского.
«Мы ожидаем, что дистанционная покупка авто наряду с онлайн-заказом бытовой электроники или техники или смартфона станет нормой для россиян в ближайшие 5–10 лет. Каждый десятый респондент в нашем опросе уже готов приобрести машину онлайн. Такой способ – это оптимизация сложного процесса покупки и перевод его в новый, удобный для клиента формат. Мы наблюдаем появление новых игроков на этом рынке и прогнозируем, что в текущем году произойдет двукратный рост онлайн-продаж», – говорит генеральный директор ВТБ Авто Сергей Медынский.
Среди самых распространенных трудностей, с которыми сталкиваются покупатели автомобилей, половина респондентов назвала высокие цены на машины. Долгий поиск подходящего авто отметили 46 процентов опрошенных, еще 43 процента сталкивались с навязыванием дополнительных услуг, а каждый пятый указал на неудобное расположение точек продаж автомобилей.
По итогам 2024 года лидерами продаж на рынке легковых авто по данным Автостата стали Лада, Haval, Chery, Geely и Changan. Чаще всего онлайн россияне покупали автомобили стоимостью 2–3 миллиона рублей. Самыми популярными марками стали Chery Tiggo 4 PRO и Chery Tiggo 7 PRO MAX. У ВТБ Авто самыми популярными марками в прошлом году стали Omoda C5, Chery Tiggo 4 PRO, Changan CS55 PLUS, Geely Coolray и Haval Jolion. Также компания предлагает европейские, корейские и японские бренды – например, BMW, Toyota, Kia и другие.
*Опрос ВТБ Авто проводился среди 1400 респондентов, которые проживают в крупных городах с населением свыше 100 000 жителей и купили либо планируют купить автомобиль.