Технический директор судостроительной компании «Северный ветер», промышленный эколог Николай Мотков рассказал «Кубанским новостям» о технологиях, которые могли бы повысить эффективность уборки мазута на побережье Анапы и Темрюкского района.
– Чтобы мазут не оседал на дно, его надо шевелить. В этом случае он не закрепится ни на камнях, ни на растениях. Для этого используют механические грабли, их применяли еще в СССР, – рассказал Николай Мотков.
По словам эксперта, использовать на отгороженных бонами участках можно и погружные насосы. Они отделяют мазут от песка мощной струей, благодаря чему нефтепродуктам и удается подниматься наверх. Как только мазутные пятна достигнут поверхности, их можно начинать убирать.
– Погружные насосы большой мощности загружают на корабль. Они закачивают воду, после чего большой струей под давлением «будоражат» дно. Это тоже своего рода водяные грабли. Идея именно в том, чтобы разорвать эту связь «мазут-песок» – тогда и только тогда мазут всплывет и его удастся убрать с поверхности моря. Убрать именно контролируемо, – отметил эксперт.
Затонувший мазут может отделиться от песка и самостоятельно, например, во время шторма. Необходимо внимательно следить за погодными условиями, чтобы быть готовыми извлекать всплывающие со дна нефтепродукты. Но если провести траление дна с помощью механических граблей или насосов, работать в штормовых условиях не придется.
Параллельно с мазутом необходимо собирать и загрязненные нефтепродуктами водоросли – в противном случае они будут всплывать на поверхность и повторно загрязнять акваторию и побережье, напоминает эколог.
– Налипший мазут с песком блокирует рост водорослей, а у этих растений, как известно, нет корней, в какой-то момент из-за контакта с мазутом может произойти отрыв, тогда сами водоросли будут источником повторного загрязнения – волнами их может прибить к берегу. Самое оптимальное решение этой проблемы – траление механическими способами, сбор, помимо нефтепродуктов, еще и водорослей, – подчеркивает эксперт.