Морские самоцветы есть не только в Калининграде и на Балтийском побережье соседних с Россией стран. Среди таких месторождений есть и вовсе причудливые минералоиды.
Давайте посмотрим, где таких диковинок в достаточно большом количестве.
Североамериканская разновидность янтаря иногда называется ларимар. Эти самоцветы большей частью известны по образцам, найденным на островах Карибского моря. Янтарь из Доминиканской Республики почти всегда прозрачный, с более значительным, чем балтийские аналоги, количеством ископаемых включений (инклюзов). Он более твердый, плохо поддается обработке, стоит очень дорого.
В Доминикане встречается янтарь редкого, синего цвета. Но чаще всего он напоминает балтийские аналоги золотистых оттенков с вкраплениями красного или даже зеленого.
Месторождения доминиканского янтаря сосредоточены в горах Кордильера-Септентриональ на высоте более 500 метров над уровнем моря. Голубую окраску янтарю придает смола вымершего дерева гименея семейства бобовых. В ее составе есть особое вещество – перилен. В нем луч света преломляется и начинает соответствовать голубому отрезку радужного спектра. Поэтому доминиканский янтарь выглядит столь необычно.
Если балтийский янтарь на берег выбрасывает море, то полудрагоценные самоцветы Мьянмы добывают в горах на северо-востоке страны, которая раньше называлась Бирмой. Поэтому здешняя окаменевшая смола получила название бирмит.
Бирманский янтарь – один из значимых феноменов в палеонтологии. В ископаемых смолах штата Качин обнаружено более 2000 видов мезозойских насекомых, паукообразных, позвоночных и даже аммонитов.
Залежи самоцветов располагаются на глубине 10–15 метров. Чтобы добраться до бирмита, местным племенам (качинам, принявшим христианство) приходится вручную рыть узкие шахты, похожие скорее на норы. Сокровища сосредоточены в непролазных джунглях долины Хукаунг, где водятся тигры.
Добыча бирманского янтаря ведется почти две тысячи лет. Окраска – от желтой до коричневой, твердость – выше балтийских морских самоцветов. Вероятно, образовался янтарь Мьянмы из смолы древнейших на Земле деревьев семейства араукариевых.
Помимо древнего янтаря есть более молодая ископаемая смола. Маори Новой Зеландии называют ее каури, а ацтеки – копал. Выделяют смолу тропические деревья южных морей – преимущественно семейства бобовых. Копал, как правило, добывают из свежего сока деревьев, который быстро застывает, но есть и ископаемые образцы.
Ископаемый копал – лучшая на сегодняшний день замена янтарю. Ювелиры предпочитают работать с образцами из Бразилии, Колумбии и с острова Занзибар. Окраска – от почти прозрачной до буро-желтой. Самым старым образцам может быть 65 тысяч лет. Но это вдвое меньший возраст, чем, например, у ливанского янтаря.
Интерес представляет ископаемая смола из соснового реликта – агатиса южного. Особенность этого дерева, которое до сих пор растет в Австралии и ближайших островах Океании, – крайне необычная хвоя. Она в молодом возрасте розовая, но со временем становится темно-зеленой. Плоская «игла», напоминает березовый лист и сохраняется на ветке до 20 лет.