В Великую Отечественную войну из Курганинского района ушли на фронт около 20 тысяч человек. Один из них – восемнадцатилетний Илья Щеглов.
Парень из обычной кубанской семьи, где дети с малолетства приучались работать в поле, растить пшеницу, ухаживать за скотом. Они помнили голодные тридцатые годы и мечтали накормить страну досыта. Ни Илья, ни тысячи его ровесников даже не могли подумать тогда, что скоро их парадные пиджаки будут украшать медали и ордена не за высокие урожаи, а за боевые подвиги.
В сентябре 1941 года Илья Павлович был призван в ряды Красной Армии. Война полыхала уже сто дней, на фронте шли ожесточенные бои. Кубанские мальчишки после призывного пункта мечтали поскорей оказаться в самой гуще сражения и бить наступающих фашистов. Но новобранцев отправили за тысячи километров от передовой – на далекий Урал. Именно там несколько месяцев проходили подготовку будущие артиллеристы и формировалось пополнение для фронта.
И лишь весной 1942 года подразделение Ильи Щеглова перебросили под Липецк, откуда, собственно, и начался его боевой путь. Несколько месяцев артиллеристы находились в обороне и с нетерпением ждали приказа о наступлении. А первый же долгожданный бой закончился для молодого бойца Щеглова ранением. Командир батареи приказал ему наладить связь с пехотными ротами. Устраняя порывы связи, Илья не заметил, как наши части отступили, попал под обстрел и получил тяжелое ранение в бедро. Рана на долгие месяцы отправила парня в госпиталь.
В сентябре 1941 года Илья Щеглов в возрасте 18 лет был призван в ряды Красной Армии. Фото: из личного архива героя публикации
Тем временем наступило лето 1943-го, когда под Курском начиналась одна из крупнейших и знаковых битв Великой Отечественной войны. К ней было приковано внимание всех пациентов реабилитационного госпиталя, где лежал Илья Щеглов. Из уст в уста солдаты и офицеры передавали сводки с фронта, в бессилии сжимали кулаки при известиях о перешедшей в наступление фашистской армии… На советских бойцов летели тысячи немецких снарядов, и как же хотелось Илье быть там, отвечать противнику таким же ожесточенным артиллеристским огнем! И хоть он еще не окончательно окреп после ранений, с радостью согласился на предложение офицера, прибывшего в госпиталь за пополнением.
К линии фронта двум десяткам артиллеристов пришлось добираться своим ходом. Не до конца восстановившемуся после ранения Илье дорога далась непросто. Спасибо командиру: увидел, что молодому бойцу совсем плохо, посадил его на проезжающую мимо машину с боеприпасами и попросил довезти. На месте накормили, обмундировали, выдали фронтовые сто граммов и следующим утром отправили на позиции.
Гитлеровцы поставили перед собой задачу любой ценой удержаться на захваченных рубежах и уничтожить советскую группировку, поэтому схватка предстояла жаркая. Это уже потом, спустя годы, Илья Щеглов узнает: с обеих сторон в ней участвовало более 4 миллионов человек и десятки тысяч танков, самолетов, орудий.
– Несколько недель бои кипели каждый день, да так, что поесть удавалось только ночью, – вспоминает Илья Павлович. – Один день сменялся другим, и казалось, что этому ужасу никогда не будет конца. Это продолжалось два месяца. Но немца мы не пропустили!

Гитлер в 1943 году кинул против русских свое самое сильное оружие, на которое возлагал огромные надежды, – танки «тигр». Тяжелые, с толстой броней и мощной пушкой. Впервые их настолько массово применили именно на Курской дуге. Но у советских солдат было что ответить на это фашистам.
– Немцы думали, что их «тигры» невозможно подбить. Но наша 152-миллиметровая пушка-гаубица бронебойным снарядом пробивала танки, да еще как! Помню, на нашем участке прямо на нас пошли три танка – так мы их мгновенно вывели из строя, – вспоминает ветеран.
Во время Курской битвы Илья Павлович получил еще одно ранение – осколочное, в ногу. Но кость не задело, поэтому от госпитализации отказался, осколок извлекли на месте. И вместе с войсками Красной Армии артиллерист Щеглов пошел дальше, на Запад.
А через несколько месяцев Илья Щеглов стал участником еще одной значимой битвы Великой Отечественной войны – Корсунь-Шевченковской операции. Она состоялась в начале 1944 года.
– Командование фронтов сосредоточило там мощные группировки танков и артиллерии, – вспоминает Илья Павлович. – Плотность наших орудий на участках прорыва достигала, только представьте себе, до ста единиц на километр фронта!
Однажды артиллеристам поступил приказ уничтожить четыре позиции пулеметов фашистов, не пропускавших нашу пехоту.
– Окопавшись ночью, мы два дня изучали, откуда ведется огонь. Точные координаты расположения целей помогли за десять минут уничтожить все орудия противника. И пехота продолжила беспрепятственное продвижение.

За участие в этой операции Илья Щеглов был удостоен медали «За отвагу».
В мае 1945-го подразделение, где служил артиллерист, встретило Победу в Праге – наши войска были переброшены в Чехословакию для ликвидации крупных немецких формирований, оставшихся в тылу Красной Армии. До сих пор воспоминания о том, как радовались жители города, остается одним из самых ярких для Ильи Павловича: все пели, танцевали, обнимались, накрывали столы прямо на улицах и забрасывали цветами советских солдат.
После окончания войны Илья Щеглов еще около двух лет служил в Германии в составе ограниченного контингента советских войск. Ну а после демобилизации вернулся в родную станицу Курганную (ныне – город Курганинск), где начались десятилетия счастливой мирной жизни – именно такой, о которой он мечтал в юности. На строительстве птицефабрики в Адлере, куда отправились сотни молодых людей, он встретил свою вторую половинку – девушку Полину. Потом пять лет поднимал целину, а когда вернулся обратно на Кубань, пошел работать крановщиком. И на парадном пиджаке – наконец-то! – рядом с медалями за воинскую доблесть появились и другие – за добросовестный труд.
Сегодня Илье Павловичу Щеглову 101 год. Здоровье все чаще подводит, но, когда есть силы, он с удовольствием общается с молодежью. Рассказывает о своей жизни, в которой за целый век, как в учебнике истории, уместилось столько радостей и горестей. И очень ждет юбилейного, восьмидесятого Дня Победы, который еще раз вернет память в бесконечно далекую и такую счастливую весну 1945 года.