На разделку танкера «Волгонефть-239» ушло чуть больше месяца, причем с работами удалось справиться гораздо раньше, чем предполагалось изначально. Напомним, что 15 декабря 2024 года танкер выбросило на мель в районе мыса Панагия в Темрюкском районе. А уже 19 января специалисты приступили к откачке мазута из него. Перед этим провели ряд подготовительных работ.
Очень быстро – меньше чем за трое суток – силами региональных специалистов к танкеру была проложена техническая дорога длиной 600 метров. Затем вокруг кормовой части судна создали искусственный вал – таким образом судно оказалось в бухте, за пределы которой уже не мог вытекать мазут, а корпус танкера был защищен от волн во время штормов. Кроме того, вал стал площадкой для техники, которая потом работала на утилизации.
За три дня до начала операции по откачке мазут в кормовой части прогрели до +45 градусов – до достижения пластичного состояния. Для этого наладили работу судовых систем и круглосуточно подавали к танкам пар через машинное отделение.
Всего в четырех танках судна находилось около 1500 тонн мазута. Его перекачали в герметичные битумовозы, оборудованные системами подогрева. Было задействовано восемь машин, вмещающих в себя от 10 до 20 кубометров груза.
Воду в бухте обработали сорбентом, который впитывает и разлагает фрагменты нефтепродуктов без вреда для экологии. Каждый раз, когда на поверхности воды появлялись маслянистые пятна, их посыпали смесью из торфа и биопрепарата.
С 19 по 25 января из танкера в битумовозы откачали 1488 тонн мазута, который позже перелили в 20 железнодорожных цистерн.
На следующем этапе специалисты приступили непосредственно к демонтажу танкера. Перед началом работ каюты и внутренние помещения судна освободили от вещей и оборудования, провели промывку внутренних емкостей и дегазацию, с корпуса сняли спасательные шлюпки.
Работы начались с фрагмента судна, обращенного к берегу, – срезали около 12 метров переходного мостика. Внутри танкера одновременно с резкой удалили горючие элементы. Это части внутренней отделки жилой надстройки, мебели и имущества. На борту работали 11 резчиков/разборщиков и шесть членов экипажа. Экологическую безопасность работ контролировали 14 специалистов Морспасслужбы, в акватории морского порта Тамань дежурили два спасательных судна, оснащенные дополнительными боновыми заграждениями. Возле танкера дежурил пожарный расчет.
Затем начались демонтаж и утилизация кормы. Работы не прекращали даже в сложных погодных условиях – порой на участке шел дождь, град и снег. Демонтированные секции металлической обшивки и крупные элементы кормы разрезали на более мелкие фрагменты и грузили в машины для вывоза. Параллельно водолазы совершали погружения, чтобы обследовать и герметизировать корпус, находящийся под водой.
Представители компании-владельца судна сообщили, что часть уцелевшего оборудования с «Волгонефти-239» еще послужит людям – например, два мотобота отправились в Новороссийск для Центра развития «Открытое море», еще часть оборудования передадут в Новороссийский государственный морской университет имени адмирала Ф. Ушакова для тренажерного учебного центра, а кнехты, иллюминаторы, двери отправятся в Темрюкский музей.
После демонтажа надводной части специалисты приступили к разделыванию и утилизации нижней части корпуса судна, это стало одной из самых сложных фаз операции. Вокруг кормы установили упоры, и при помощи подъемных механизмов и блоков многотонную конструкцию начали постепенно перетягивать на сушу, чтобы в дальнейшем разрезать.
Кстати, для демонтажа «Волгонефти-239» специалисты испытали новую технологию – термострежни. Это уникальное приспособление, которое позволяет разрезать металл в труднодоступных местах. Оно состоит из самого термостержня, трубки, кислородного баллона и шланга. Компактное оборудование дает возможность работать в любых условиях.
Металл с кормы «Волгонефти-239» переплавляли на Абинском электрометаллургическом заводе. Ежесуточно на предприятие привозили около 20–25 тонн металлолома. Весь он прессовался и сразу же отправлялся на переработку в дуговую сталеплавильную печь. Как рассказали представители завода, из 715 тонн лома получается около 620 тонн высококачественной арматуры.
Работы по демонтажу танкера были закончены 7 марта. А 8 марта мыс Панагия покинули последние детали танкера – гребные винты и якорь. Их погрузили в спецтехнику и вывезли с площадки.
После этого началась очистка территории от следов нефтепродуктов. Верхний слой почвы отправили на полигон, где его отделят от нефтесодержащих примесей.