Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

На свалку истории: танкер «Волгонефть-239» распилен и утилизирован

На свалку истории: танкер «Волгонефть-239» распилен и утилизирован
На разделку танкера «Волгонефть-239» ушло чуть больше месяца.
Фото: t.me/opershtab23
Рассказываем, как проходили пять этапов уникальной операции по демонтажу судна, севшего на мель у мыса Панагия в Темрюкском районе.

1. Строительство дороги и искусственного вала

На разделку танкера «Волгонефть-239» ушло чуть больше месяца, причем с работами удалось справиться гораздо раньше, чем предполагалось изначально. Напомним, что 15 декабря 2024 года танкер выбросило на мель в районе мыса Панагия в Темрюкском районе. А уже 19 января специалисты приступили к откачке мазута из него. Перед этим провели ряд подготовительных работ.

Очень быстро – меньше чем за трое суток – силами региональных специалистов к танкеру была проложена техническая дорога длиной 600 метров. Затем вокруг кормовой части судна создали искусственный вал – таким образом судно оказалось в бухте, за пределы которой уже не мог вытекать мазут, а корпус танкера был защищен от волн во время штормов. Кроме того, вал стал площадкой для техники, которая потом работала на утилизации.

2. Откачка мазута

За три дня до начала операции по откачке мазут в кормовой части прогрели до +45 градусов – до достижения пластичного состояния. Для этого наладили работу судовых систем и круглосуточно подавали к танкам пар через машинное отделение.

Всего в четырех танках судна находилось около 1500 тонн мазута. Его перекачали в герметичные битумовозы, оборудованные системами подогрева. Было задействовано восемь машин, вмещающих в себя от 10 до 20 кубометров груза.

С 19 по 25 января из танкера в битумовозы откачали 1488 тонн мазута.

Воду в бухте обработали сорбентом, который впитывает и разлагает фрагменты нефтепродуктов без вреда для экологии. Каждый раз, когда на поверхности воды появлялись маслянистые пятна, их посыпали смесью из торфа и биопрепарата.

С 19 по 25 января из танкера в битумовозы откачали 1488 тонн мазута, который позже перелили в 20 железнодорожных цистерн.

3. Демонтаж надводной части

На следующем этапе специалисты приступили непосредственно к демонтажу танкера. Перед началом работ каюты и внутренние помещения судна освободили от вещей и оборудования, провели промывку внутренних емкостей и дегазацию, с корпуса сняли спасательные шлюпки.

Работы начались с фрагмента судна, обращенного к берегу, – срезали около 12 метров переходного мостика. Внутри танкера одновременно с резкой удалили горючие элементы. Это части внутренней отделки жилой надстройки, мебели и имущества. На борту работали 11 резчиков/разборщиков и шесть членов экипажа. Экологическую безопасность работ контролировали 14 специалистов Морспасслужбы, в акватории морского порта Тамань дежурили два спасательных судна, оснащенные дополнительными боновыми заграждениями. Возле танкера дежурил пожарный расчет.

ipiccy_image.jpg

Затем начались демонтаж и утилизация кормы. Работы не прекращали даже в сложных погодных условиях – порой на участке шел дождь, град и снег. Демонтированные секции металлической обшивки и крупные элементы кормы разрезали на более мелкие фрагменты и грузили в машины для вывоза. Параллельно водолазы совершали погружения, чтобы обследовать и герметизировать корпус, находящийся под водой.

Представители компании-владельца судна сообщили, что часть уцелевшего оборудования с «Волгонефти-239» еще послужит людям – например, два мотобота отправились в Новороссийск для Центра развития «Открытое море», еще часть оборудования передадут в Новороссийский государственный морской университет имени адмирала Ф. Ушакова для тренажерного учебного центра, а кнехты, иллюминаторы, двери отправятся в Темрюкский музей.

4. Демонтаж подводной части

После демонтажа надводной части специалисты приступили к разделыванию и утилизации нижней части корпуса судна, это стало одной из самых сложных фаз операции. Вокруг кормы установили упоры, и при помощи подъемных механизмов и блоков многотонную конструкцию начали постепенно перетягивать на сушу, чтобы в дальнейшем разрезать.

Кстати, для демонтажа «Волгонефти-239» специалисты испытали новую технологию – термострежни. Это уникальное приспособление, которое позволяет разрезать металл в труднодоступных местах. Оно состоит из самого термостержня, трубки, кислородного баллона и шланга. Компактное оборудование дает возможность работать в любых условиях.

Работы по демонтажу танкера были закончены 7 марта. А 8 марта мыс Панагия покинули последние детали танкера – гребные винты и якорь.

Металл с кормы «Волгонефти-239» переплавляли на Абинском электрометаллургическом заводе. Ежесуточно на предприятие привозили около 20–25 тонн металлолома. Весь он прессовался и сразу же отправлялся на переработку в дуговую сталеплавильную печь. Как рассказали представители завода, из 715 тонн лома получается около 620 тонн высококачественной арматуры.

Работы по демонтажу танкера были закончены 7 марта. А 8 марта мыс Панагия покинули последние детали танкера – гребные винты и якорь. Их погрузили в спецтехнику и вывезли с площадки.

5. Уборка

После этого началась очистка территории от следов нефтепродуктов. Верхний слой почвы отправили на полигон, где его отделят от нефтесодержащих примесей.

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies