– Светлана Алексеевна, в 2025 году Краснодарский край принимает участие в 12 новых национальных проектах. Чем они принципиально отличаются от тех, которые уже завершены?
– Большая часть ранее действовавших национальных проектов была успешно реализована и достигла поставленных целей. Теперь стоит задача их актуализировать и сделать отвечающими современным потребностям и вызовам. Поэтому у нас появилась отдельная категория проектов – это национальные проекты по обеспечению технологического лидерства.
Они должны обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии.
– Нацпроекты стали межведомственными. Для чего это сделано?
– Это позволяет более комплексно подходить к решению социально-экономических вопросов, получать дополнительные эффекты. Например, региональный проект «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах» национального проекта «Инфраструктура для жизни» направлен на улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30 процентов в 2030 году.
Его реализация предусматривает достижения 15 показателей в различных направлениях – жилищное строительство, качество предоставления коммунальных услуг, газификация, обеспеченность широкополосным интернетом, общественный транспорт, ремонт образовательных и культурно-досуговых учреждений, благоустройство территорий и другие. Реализация данного проекта и качественное улучшение среды в населенных пунктах возможны только в условиях межведомственного взаимодействия.
– Какие главные системные проблемы в реализации национальных проектов до 2024 года приходилось решать вашему департаменту?
– За шесть лет реализации национальных проектов в крае мы смогли выстроить эффективную систему управления, нацеленную на результат. Например, научились заблаговременно планировать закупки – вместо середины года сейчас мы заключаем контракты в первом квартале, что позволяет иметь запас по времени на случай форс-мажорных обстоятельств.
Теперь мы можем осуществлять контроль и закреплять персональную ответственность – подробные дорожные карты позволяют понимать, на какой стадии находится проект и кто отвечает за конкретное мероприятие в органе власти или муниципалитете. Мы умеем работать с рисками – заранее их выявлять и своевременно принимать управленческие решения. Умеем договариваться и совместно искать решения.
Совместными усилиями нам удалось реализовать почти все, что мы планировали за шесть лет, – уровень достижения нацпроектов в Краснодаром крае практически 100-процентный.
– Можно ли говорить о сложных моментах, которые вы уже прогнозируете в новых нацпроектах?
– Наша большая команда многое сделала, но есть еще над чем работать. В рамках новых национальных проектов предстоит продолжить решать вопрос дефицита медицинских кадров. Благодаря поддержке губернатора из бюджета края были выделены средства на приобретение жилья для социальных работников, на субсидирование ипотеки, были открыты и функционируют филиалы медицинских колледжей для подготовки среднего медицинского персонала. Эти меры уже показывают положительный эффект – нам удалось переломить ситуацию оттока медицинских кадров.
Кроме того, сложной с точки зрения реализации остается сфера строительства социальных объектов. Мы качественно изменили подходы к строительству объектов, но еще есть над чем работать.
– Каких главных результатов удалось достичь при реализации в регионе предшественников нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» – проектов «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги»?
– Действительно, национальный проект «Инфраструктура для жизни» является продолжением таких национальных проектов, как «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги».
За шесть лет реализации национального проекта «Жилье и городская среда» введено 37,9 миллиона квадратных метров жилья, в том числе 17,7 миллиона квадратных метров многоквартирного жилья, а это более 366 тысяч квартир в 5008 многоквартирных домах, а также 20,2 миллиона квадратных метров индивидуального жилья – свыше 158 тысяч домов. Благоустроено 1411 парков, скверов, набережных и дворовых территорий. Расселено более 2 тысяч семей из аварийных жилых помещений – это свыше 5,4 тысячи граждан из непригодного для проживания жилищного фонда общей площадью 75,6 тысячи квадратных метров.
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» отремонтировано более 1,5 тысячи километров автомобильных дорог, построен четырехполосный Яблоновский мост, связывающий Краснодарский край и Республику Адыгея, с пропускной способностью более 51 тысячи машин в сутки. Приобретены 272 единицы современного экологичного общественного транспорта: 16 экобусов, 40 трамваев, 216 автобусов. Установлено почти 1,5 тысячи камер фото- и видеофиксации. Обеспечено электроосвещением 175,8 километра автомобильных дорог, что позволило снизить количество дорожно-транспортных происшествий.
– Есть ли особенности, характерные только для нашего региона?
– Краснодарский край является третьим по численности субъектом в Российской Федерации, при этом доля сельского населения составляет более 40 процентов, поэтому необходимо создавать условия не только в больших городах, но и в малых населенных пунктах, сельской местности. Национальные проекты позволили нам благоустроить парки и скверы, открыть фельдшерско-акушерские пункты в отдаленных станицах и хуторах, создать в сельских школах современные центры цифрового развития «Точка роста».
– Какие новые цели поставлены в проекте «Инфраструктура для жизни»? В чем преимущества объединения в одном проекте дорожного и жилищного строительства?
– Ключевой целью реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» является создание комфортной и безопасной среды. Именно за счет комплексного подхода – строительства новых дорог, обновления жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, благоустройства общественных пространств – планируется создать качественную и безопасную для проживания среду. Как я уже отмечала, расширение межведомственного взаимодействия позволяет получить дополнительные эффекты.
– По-прежнему ли будут осуществляться обратная связь с жителями Кубани и проводиться мониторинг удовлетворенности реализацией национального проекта?
– Все, что совершается в рамках национальных проектов, делается для людей, поэтому обратная связь от жителей Кубани очень важна для понимания, что еще возможно сделать для улучшения качества жизни каждого человека. За период реализации проекта по получению обратной связи от населения через QR-коды, размещенные на строящихся и построенных объектах, мы получили более 500 отзывов, уровень удовлетворенности людей составил 88 процентов.
Благодаря обратной связи от населения мы узнали, что можем сделать еще лучше – например, в поликлинике в городе Славянск-на-Кубани установили дополнительные кулеры для посетителей, поменяли плитку в школе в станице Старокорсунской. Это положительная практика и при реализации новых национальных проектов. Она, конечно, будет продолжена.