Наверное, многие помнят эти строки со школьной скамьи: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой // Тунгус, и друг степей калмык»...
Что касается финнов, то есть гипотеза о существовании на заре формирования Древней Руси «Северной конфедерации племен», объединявшей восточных славян и этносы уральской языковой семьи. А на юге, по некоторым данным, славяне входили в племенные союзы антов и гуннов.
Скорее всего, такие случаи стали легендарными в народной памяти. И уже в новое время существовавшая практика международного содружества проявилась в казачьих обществах. Там состояли на службе не только европейцы.
Давайте посмотрим на такие примеры казачьих союзов.
Этот народ считается прямым потомком скифов. Французский лингвист Жорж Дюмезиль пришел к выводу, что наследие древнего кочевого племени перешло к осетинам через их предков аланов. Для многих из них казачья служба оказалась родной стихией. Генерал Алексей Ермолов предложил осетинам присоединиться к казачьему сословию.
Из числа осетин, первым кавалером ордена Святого Георгия стал войсковой старшина Николай Гокинаев. Это он в 1843 году командовал сотней Горского полка, которая под Моздоком остановила отряд имама Шамиля.
Есаул Терско-Кубанского казачьего полка, будущий генерал Эльмурза Мистулов отличился во время русско-японской войны...
На Дону потомки Чингисхана впервые появились в 17 веке. В это же время между калмыками и казаками был подписан особый договор. Подобные соглашения служили защитой от агрессивных соседей и были возможностью сохранить свою буддийскую веру.
В 1703 году донцы включали калмыков в состав зимовых станиц. Им позволяли кочевать возле Азова и выделяли жалование наравне с казаками. В особом округе было создано калмыцкое войско в составе Донского казачества. Осевшие на Дону калмыки, которые образовали станицы в Сальских степях на территории современной Ростовской области, стали называться «бузавы» (бузаав).
Из казачьих калмыков происходит Герой Советского Союза, генерал-полковник Ока Городовиков. Он командовал дивизиями в 1-й Конной Армии Семёна Буденного. А полковник Красной Армии Василий Хомутников стал руководителем первой советской секретной экспедиции в Тибет. Кстати, первый президент Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов тоже ведет род от бузавов.
Впервые казаки появляются в Забайкалье в 17 веке. По созвучию русские первопоселенцы называли бурятов братским народом (отсюда и название города Братск).
В 1689 году был заключен договор с бурятами о принятии их в русское подданство. Вскоре забайкальцам доверят нести караульную службу на погранзаставах с Китаем. В 1764 году были сформированы четыре бурятских казачьих полка. В настоящее к Забайкальскому казачьему войску приписано 16 станиц.
Среди участников Первой мировой войны есть имена бурят, полных георгиевских кавалеров. Известны так же случаи беспримерной отваги забайкальцев.
В боях на кавказском фронте стал знаменит казак 2-го Читинского полка Созон Тынжиев. Чудом оставшись в живых, он бился один против 15-ти вражеских бойцов. Созон залег меж камней и меткими выстрелами, методично, соблюдая хладнокровие, начал устранять угрозу. Когда пули закончились, он пустил в дело шашку. Изрядно поредевший неприятель пустился наутек.
В Бурятии и Забайкальском крае живут хамниганы. Это – этнографическая группа смешанного происхождения, родственная бурятам, эвенкам (тунгусам) и некоторым другим народностям. Хамниганы на государевой службе с 17 века; в этого времени известен российский княжеский род Гантимуровых «тунгусского» происхождения. Большая часть этого конгломерата племен влилась в ряды казачьих поселенцев. Офицер Николай Гантимуров участвовал в обороне Порт-Артура.
Из тунгусских казаков происходит легендарный снайпер Семён Номоконов. Во время Великой Отечественной войны, вооруженный трехлинейной винтовкой Мосина, он ликвидировал 368 немецких солдат и офицеров, в том числе одного генерал-майора.
Семён был прирожденным охотником-хамниганом, с детства жил в тайге. За меткость получил шаманское прозвище «Глаз коршуна».
Сети коллективов выживания казаков (группы родственников, общины) могли относиться к разным народам. Хотя основой казачества были русские. Но в раннем казачестве было немало тюрков. Само слово «казак» - тюркское, оно означает здорового взрослого мужчину, который находится за пределами нормального общества – порвал со своим племенем, родом, семьей. Реже – перестал признавать власть правителя.
Позднее российские власти пополняли казачьи войска представителями разных народов, которые могли нести службу наравне с другими казаками. Ведь малолюдному войску трудно было было выполнять свои служебные обязанности перед государством.
Игорь Васильев, историк