Водительское удостоверение – документ, подтверждающий право на управление транспортными средствами различных категорий. Стать обладателем заветного документа не так уж просто и не так уж дешево. Нужно отучиться в автошколе, где необходимо прослушать курс лекций, связанных с ПДД, оказанием первой помощи и юридической ответственностью, научиться выполнять определенные упражнения на автодроме, затем попасть в реальные условия – вождение в городе. Только после этого можно сдавать экзамен в МРЭО ГИБДД.
Но бывает так, что возможности и желания не совпадают. Вот что рассказал 17-летний Дмитрий:
– Я пока еще не отучился на права, сейчас учусь, а начал в мае прошлого года. На теории бывало интересно слушать, бывало – нет, когда как. Я как-то несерьезно относился к занятиям, потому что они по три часа, это убийственно! Единственное, что спасало, – общение с друзьями. Вообще я пошел в автошколу, когда мне было 16 лет, а экзамен можно сдавать только с 17 лет. Семнадцать мне исполнилось в конце октября, и все, что я учил, уже забыл. Было бы легче все сдать летом, а не во время учебного года, ведь я еще сдаю ЕГЭ… Чувствую сильнейшее нежелание сдавать экзамен, но надо готовиться.
С 1 апреля 2024 года в России стало действовать правило, согласно которому после трех неудачных попыток сдать экзамен на получение водительских прав пересдача возможна не ранее чем через шесть месяцев и не позднее девяти месяцев со дня предыдущего экзамена.
В целом кандидаты в водители стали готовиться серьезнее, чтобы не ждать полгода до пересдачи. Однако есть и обратная сторона медали: некоторые будущие водители просто боятся идти на пересдачу, чтобы вновь не ошибиться. Вот что рассказала Дарья:
– Я начала учиться в автошколе в мае 2024 года, сдавать теорию пошла в сентябре. Помню, на улице было жарко, а в помещении работали сплиты – очень холодно. Уже в начале девятого вышла из кабинета, не сдала, расстроилась, но нужно было пойти записаться на пересдачу. А это только с десяти утра, пришлось еще часа полтора ждать. Когда пришла на пересдачу, тоже очень долго ждала, так долго, что успела все билеты прорешать. Но на самом экзамене допустила две ошибки в одном блоке – экзамен не сдан. После этого страшно было идти на третью пересдачу, после которой могут отстранить на полгода. Вот уже и полгода прошло, а я так и не пошла на пересдачу: страшно и нет времени учить. Кстати, насчет вождения вообще не переживаю, я на «автомате» училась, там и сдавать нечего.
Хороший инструктор по вождению, помимо, конечно, безупречного знания ПДД, должен уметь понятно и доступно объяснять материал, иметь уравновешенный характер, быструю реакцию, большой стаж вождения в различных климатических зонах, владеть основами психологии и педагогики, а еще быть добрым и терпеливым.
Кто, как не инструктор, может рассказать о типичных ошибках и дать стоящие советы?
Слово инструктору по вождению в городе Павлу:
– Я не устану повторять, что автомобиль – не для всех и, прежде чем записаться в автошколу, нелишним будет реально оценить свои возможности: скорость реакции, умение быстро принимать решения. Это один из основных советов, которые я могу дать. Я работаю инструктором более десяти лет, всякого насмотрелся. Иногда даже приходилось черным маркером подписывать начинающим водителям руки: где левая, а где правая. Наиболее частые ошибки – когда не пристегиваются, забывают снять с ручника, не включают поворотник перед началом движения. Вождение – это не заучивание правил наизусть, а в первую очередь понимание и правильная оценка ситуации. Хотя, безусловно, учить ПДД тоже важно.