«Мужчины не плачут»: какие фильмы про настоящих российских мужиков стоит посмотреть

Сегодня люди все чаще задумываются о своих эмоциях, стараются разобраться в себе и проработать прошлый опыт. Мы живем в эпоху осознанности, когда даже привычные вещи вызывают вопросы. Например, почему мужские слезы – это признак слабости?

Долгое время считалось, что мужчина должен быть сильным и сдержанным. Особенно это заметно у старшего поколения, выросшего в советские и постсоветские времена. Тогда говорить о личном было не принято, а мужские эмоции воспринимались в штыки.

Сейчас общество меняется, и современное кино, особенно комедийное, все чаще показывает, что выражать чувства – это нормально, а не стыдно.

«Батя» (12+)

Фильм «Батя» вышел в прокат в 2020 году, и спустя пять лет выходит продолжение – 3 апреля состоится премьера второй части – «Батя 2. Дед». Комедия стала настоящим народным хитом, отражающим реальность отношений между отцами и детьми в российских семьях в 80–90-е годы. Главный герой Макс вспоминает своего отца, уже сам будучи в роли папы. Он пытается не повторять ошибок в воспитании, которое строилось на строгости и требовательности. Эта модель была типичной для советского и постсоветского поколения. Мужчины воспитывались в условиях, где эмоции считались слабостью, а главное качество настоящего мужика – терпеть и справляться с трудностями молча.

Но, несмотря на попытки осознать свое детство, Макс сам во многом повторяет поведение отца. Он также сдержан, не привык говорить о чувствах, хотя живет уже в новой реальности, где эмоциональная открытость не считается зазорной. Это показывает, насколько глубоко укоренилась установка «мужики не плачут» и как сложно ее преодолеть.

Однако у такой модели воспитания есть и положительные моменты. Дети, выросшие в подобной атмосфере, привыкают справляться с трудностями самостоятельно. Они не опускают руки перед первой же проблемой, умеют находить выход из сложных ситуаций, не ожидая, что кто-то решит все за них. И во второй части комедии зритель увидит, что жизненный опыт и принципы старшего поколения все еще имеют ценность. Дед, несмотря на свою суровость, окажется человеком, который по-своему мудр и способен передать важные уроки внуку.

«Родные» (12+)

Эта история о том, когда люди замалчивают свою обиду, которая со временем лишь накапливается и не дает возможности услышать друг друга. В центре сюжета – Павел Карнаухов, муж, отец, сын. И в каждой роли он далеко не самый лучший пример для подражания. Карнаухов узнает, что смертельно болен, и решает исполнить свою мечту, отправившись с семьей на Грушинский фестиваль. По дороге они заезжают в родной дом Павла, где живет его отец, с которым они не поддерживают связь. Несмотря на комедийный жанр, очень остро ощущаются напряженность обстановки и драматизм ситуации. Именно здесь раскрывается, почему Павел такой, какой он есть: грубиян и скандалист, но ранимый и обидчивый, как маленький ребенок.

Токсичность главного героя – это результат недопонимания с отцом, корни которого уходят в их эмоционально холодные отношения. Они никогда не разговаривали откровенно, не выражали свою любовь словами, а вместо этого сохраняли дистанцию, скрывая чувства за сдержанностью, критикой или даже агрессией. Павел, выросший в атмосфере, где чувства не обсуждаются, перенял эту модель поведения. Не получив тепла и признания в детстве, он сам стал человеком, который выражает эмоции через сарказм и жесткость. По сути, его критичность к близким – это защитный механизм, сформировавшийся из-за нехватки любви и принятия.

«Горько!» (18+)

Фильм «Горько!» – это не просто комедия про свадьбу, а сатира на семейные отношения и русский менталитет в целом. Один из центральных конфликтов – противостояние поколений. Главный герой фильма молодой жених Рома сталкивается с непростыми отношениями с отчимом своей невесты – Виктором Сергеевичем.

Виктор – типичный представитель старой школы, который считает, что мужчина должен быть жестким, волевым и не «сюсюкаться». Он постоянно демонстрирует свою силу, статус и пытается подчинить окружающих своей воле, не учитывая их эмоций и желаний. Как и многие мужчины его поколения, Виктор не говорит о любви, но пытается показать ее действиями. Он организует свадьбу, как считает правильным (пусть это и против воли молодых), пытается заслужить уважение через демонстрацию своей силы и авторитета. Но проблема в том, что такая забота воспринимается, скорее, как диктатура, потому что за ней нет диалога, а есть только навязывание своего мнения.

«Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+)

Нашумевший сериал 2023 года не обошел стороной и нашу подборку. Мы обратимся к образу отца Вовы Адидаса и Маратика. Кирилл Суворов – советский инженер, представитель интеллигенции, который искренне хочет, чтобы его дети выросли достойными людьми. Но оба его сына становятся частью уличной банды. Этот парадокс напрямую связан с неумением проявлять тепло и заботу через открытое выражение чувств и поддержку. Кирилл растил сыновей в атмосфере жесткой дисциплины, где уважение к отцу заменялось страхом, а диалог – авторитарным контролем. Его младший сын, Маратик, особенно чувствителен к такому воспитанию: он хочет заслужить признание отца, но не получает от него ни поддержки, ни слов любви. В результате тепло, дружбу и ощущение семьи подросток находит на улице – среди «пацанов», которые принимают его без жестких требований и условий. Суворов же из-за своей эмоциональной закрытости только отталкивает Маратика.

В этом образе отражается ключевая проблема мужского воспитания прошлых поколений: когда отец не говорит о своих чувствах, не выражает любовь словами, ребенок может даже не осознавать, что его любят. Особенно если эта «любовь» проявляется через жесткость, крики и наказания.

«Триггер» (18+)

Этот сериал показывает нам, что даже профессиональные знания в психологии не гарантируют эмоциональной открытости в семье. В центре сюжета – Артем Стрелецкий, психолог, практикующий шоковую терапию, нацеленную на помощь пациентам всего за один сеанс. Его отец Александр Стрелецкий – тоже психолог, но придерживающийся более традиционных методов. Казалось бы, кто, если не они, должны уметь выстраивать здоровые отношения? Однако их общение наполнено конфликтами, взаимными упреками и отсутствием доверия. Оба героя занимаются разбором чужих эмоций, но не умеют разобраться в своих собственных. Отец склонен многое недоговаривать своему сыну, как бы во благо ему. Он считает, что лучше знает, как поступить в той или иной ситуации, и игнорирует мнение Артема. Тот, в свою очередь, пытается добиться признания и заслужить любовь отца. В результате их диалог строится на попытках доказать друг другу свою правоту, а не на желании понять. Но главный герой не переносит такую модель воспитания на общение с сыном своей бывшей жены. Артем старается быть более открытым, проявлять заботу и не подавлять чувства мальчика, выбирая путь эмоциональной поддержки.


Информационный обзор редакции