Примеры древних египтян и хеттов, а также современных японцев наглядно показывают, что демократизации культуры не препятствуют ни особый «менталитет», ни имперские амбиции, помноженные на традиции корпоративного государства, ни религия с культом обожествленного правителя.
Давно ученые подозревали, что в Европу либеральные ценности попали из заграницы. Точнее – из Древнего Египта. А что? В долине Нила и города назывались так же, как в античном мире – Фивы (Та-Ипет), Афины (Атен, или Атон), Сиена (Суенетт, а ныне Асуан) и даже Анапа (Напата, Напа, или Энапи).
Есть гипотеза, что на афинского политика Салона повлияла реформаторская деятельность фараона Бакенренефа. Греки называли этого легендарного правителя Бокхорисом. Правление его было недолгим (с 718 по 712 год до нашей эры), но ему удалось создать один из самых совершенных и гуманных законодательств того времени. Например, Бокхорис стал первым в древнем мире, кто запретил рабство за долги. Фараон считал, что каждый египтянин – раб государства, но не другого египтянина.
Приговоры мудрого суда Бокхориса, подобные Соломоновым решениям, нашли себе изображения даже на фресках Помпей.
Несмотря на весь свой политический талант, Бокхорис был побежден кушитским царем Шабакой, который правил в соседнем на юге государстве. По утверждению историка Манефона, неприятель сжег фараона-реформатора заживо.
После открытия в 1906 году Богазкёйского архива на территории нынешней Турции у археологов появилась возможность разгадать загадки еще одной цивилизации Передней Азии. Речь о Хеттском царстве, в котором проявились зачатки древнегреческого гуманизма.
Законы местных владык казались слишком мягкими: смертная казнь назначалась лишь за несколько тяжких преступлений, телесные наказания практически отсутствовали, а за увечья назначались штрафы.
Правитель Древнехеттского царства Телепинус в 16 веке до нашей эры издал указ «О наследовании царской власти», который историки считают первой «конституцией» в мире. Согласно сохранившемуся документу право вступления на престол получали только сыновья царя по старшинству. В случае отсутствия таковых взойти на престол мог лишь муж дочери. Все остальные родичи были исключены из числа возможных претендентов на престол и народное собрание (панкус) должно было следить за соблюдением этого закона. Панкус имел право созывать совещание (тулию) для суда над царем, дерзнувшим посягнуть на жизнь своих родственников.
Слово, обозначающее в ряде стран Восточной Европы парламент, – «Рада» и связанное с ним «радеть» – оказывается, находит аналоги в хеттском языке: ḫardu – «правнук».
В этой островной стране в раннем Средневековье сложилась традиция децентрализации власти. Помимо сакрального правителя (императора) был военный лидер – сёгун. Но в 11–12 веках в Японии мог быть еще и третий центр силы, благодаря специфическому институту инсэй. Нередко император лишь формально передавал власть своему сыну, добровольно уходя в буддийский монастырь. Но на самом деле экс-монарх становился регентом.
С 16 века ряд портовых городов Японии получили право ограниченного самоуправления. Сначала в Сакаи и Хакате, а потом в Нагасаки и Осаке сложились мощные купеческие корпорации – кабунакама. Они напоминали цеха и гильдии средневековой Европы или даже картели нового времени.
А с 18 веке при сёгуне Токугаве Ёсимунэ в трех крупных городах три раза в неделю выставлялся специальный ящик (мэясубако) для приема жалоб. Так по одной из них в столице открыли лечебницу, в которой бедных и одиноких лечили бесплатно.
Интересно, что буржуазная революция Мэйдзи 1868–1889 годов в Японии называется «реставрацией». Специфика перемен была в том, что власть революционные вожди отдавали в руки древнего императорского рода, а правление сёгуна ликвидировалось, как узурпаторская инновация.