Современный Геленджик ассоциируется у миллионов россиян с комфортным южным отдыхом, пляжами и морскими прогулками. Между тем это не только курорт, а город с героическим прошлым.
Во время Великой Отечественной войны порт Геленджика имел первостепенное значение для Новороссийского участка фронта. Город был надежной базой поддержки Малой Земли.
В его акватории базировались малые силы Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. Через территорию между Геленджиком и Новороссийском доставляли боеприпасы и советских бойцов в Новороссийск и Крым. А обратными рейсами вывозили раненных и гражданское население. К сожалению, немецкое командование узнало о данном маршруте. На охоту за советскими конвоями противник бросал силы с воды и воздуха.
Накануне в районе Геленджика состоялась большая экспедиция «Тайны Черноморских конвоев – 2025», приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ее организаторами выступили Морской поисково-исследовательский центр «Черномор» из Геленджика, региональная общественная организация «Батарея 29БИС» Республики Крым и «Поисковое движение России» в Краснодарском крае.
В экспедиционную команду вошли аквалангисты из Геленджика, Новороссийска, Усть-Лабинска, Москвы, Тольятти, Керчи, Судака, Севастополя, Белгорода, Тулы, Йошкар-Олы и Сургута.
Дайверы погрузились к эсминцу «Шаумян», который покоится в море в районе Рыбацкой бухты в пригороде Геленджика. В начале Великой Отечественной войны эсминец «Шаумян» активно участвовал в боевых операциях. Он был задействован в обороне Одессы. С ноября 1941 года и до конца 1942 года корабль участвовал в защите Севастополя, а также в Керченско-Феодосийской десантной операции, где под шквалистым огнем противника эсминцу удалось высадить морских пехотинцев в порту Феодосии. Также «Шаумян» отличился в демонстрационном десанте в Алуште и в военных действиях в Судаке.
К сожалению, дальнейшая судьба эскадренного миноносца оказалась трагической. В апреле 1942 года он сел на мель недалеко от Рыбацкой бухты, и вражеская авиация нанесла кораблю критические повреждения. Это произошло буквально в нескольких сотнях метров от батареи № 714 капитана Михаила Челака. В своих воспоминаниях артиллеристы описывали, с каким мужеством экипаж эсминца пытался сохранить боевой корабль.
– В итоге моряки были вынуждены покинуть «Шаумян», который начал погружаться в воду. Орудия с него были сняты. В послевоенные годы часть обломков была поднята со дна. Но до сих пор в море лежит еще много артефактов, которые мы и обследовали. Часть их удалось достать из воды, – рассказал организатор экспедиции, председатель правления региональной общественной организации «Батарея 29БИС» Республики Крым Александр Елкин.
Одной из таких находок стал огромный ключ, который использовался для ремонта корабля.
– Он входил в комплект инструментов для проворота гаек большого диаметра. Ключ от долгого пребывания в воде местами поржавел, густо покрылся ракушечником. Но его очертания хорошо видны. Очистим его с помощью лазера, который аккуратно снимет наросший слой, не повредив сам артефакт, – объяснил дайвер из Усть-Лабинска Эрнст Антонов.
Стоит отметить, что для многих участников экспедиция – не только возможность найти артефакты и раскрыть тайны затонувших кораблей, а прежде всего дань уважения героям Великой Отечественной войны и морякам Черноморского флота.
– Мой дедушка, Илья Антонов, прошел всю Великую Отечественную войну, дважды был тяжело ранен. А отец, Анатолий Антонов, четыре года служил водолазом в Севастополе. Я горжусь своими предками. Участие в экспедиции – это лишь малая толика уважения, которую я могу высказать им, а также всем защитникам нашей Родины, – сказал Эрнст Антонов.
В экспедиции приняли участие не только аквалангисты. К погружениям присоединилась мировая рекордсменка по фридайвингу Анна Севастьянова из Севастополя.
– Я ныряла как на задержке дыхания, так и попробовала погружение с баллоном – интересный опыт. В экспедиции моей задачей была подводная видеосъемка. Очень надеюсь, что эти кадры увидит в социальных сетях прежде всего наша молодежь. Ведь каждое судно, которое мы находим, исследуем, – это память народа. Хочется, чтобы, посмотрев эти кадры, школьники, студенты узнали о героизме моряков, чтобы в истории Великой Отечественной войны осталось как можно меньше белых пятен, – сказала Анна Севастьянова.
Самой интересной частью экспедиции стало погружение аквалангистов к обнаруженному ими затонувшему торпедному катеру ТК-84. Корабль погиб 19 апреля 1943 года недалеко от села Кабардинки.
– Экипаж вышел из Геленджикской бухты в направлении мыса Дооб с целью поиска пилотов сбитых в этом районе советских самолетов, – объяснил Александр Елкин. – Рядом с мысом катер неожиданно атаковала вражеская авиация, он получил сильные повреждения, были убиты командир и мотористы.
У мыса Дооб чудом удалось выжить и спастись радисту Степану Давыдовичу Нежевлюку. Он выплыл благодаря спасательному жилету.
Степан Нежевлюк, радист торпедного катера ТК-84. Фото: архив семьи Нежевлюк.
– С этим членом экипажа связана интересная история. Степан Нежевлюк попал в госпиталь, после выздоровления вновь ушел на фронт и нес службу на другом торпедном катере. А 11 лет назад в районе Керченского пролива мы обнаружили обломки этого самого катера. В радиорубке нашли останки членов экипажа, среди которых по документам значился Степан Нежевлюк, – рассказал Александр Елкин.
Поисковикам удалось связаться с двоюродным племянником погибшего радиста, который, в свою очередь, нашел письма своего героического родственника. В одном из них Степан Нежевлюк благодарил маму за зеленый свитер, который она ему связала.
– Именно в этом свитере и нашли тело в рубке торпедного катера. Так у нас отпали сомнения, что в Керченском проливе погиб именно этот военный моряк. И сейчас в память о нем мы исследовали торпедный катер, на котором до того, как попал в Крым, служил Степан Нежевлюк и который затонул под Кабардинкой, – рассказал Александр Елкин.
Подбитое судно сильно горело, его алюминиевый корпус раскололся на три части. Обломки разбросаны по дну моря. Поднятые из воды артефакты помогут в дальнейшем точнее идентифицировать затонувший объект.
Дайверы рассказали, что нашли часть прибора для наведения торпед, а также сильно оплавленные и взорванные боеприпасы, которые еще раз подтверждают, что на катере был пожар.
Среди тех, кто погружался к обломкам торпедного катера, была Серафима Дьяконова из Новороссийска. Эта хрупкая девушка небольшого роста профессионально ныряет на 20-метровую глубину.
– Для меня как для жительницы города-героя Новороссийска большая ответственность участвовать в такой экспедиции накануне юбилея Победы. Это возможность проследить судьбу погибшего катера и его экипажа. Также в этой экспедиции я учусь распознавать предметы, лежащие под водой. Потому что за годы они сильно покрылись водорослями и их очень сложно отличить от рельефа дна. Требуется опыт, чтобы видеть очертания артефактов и распознавать их, – отметила дайвер.
Среди заметных находок, сделанных во время экспедиции, – стартовый ресивер для торпед. Чтобы поднять тяжелую деталь, потребовалось немало сил и времени. Эти и другие артефакты, которые удалось достать на поверхность, будут в дальнейшем тщательно изучены. Часть из них передадут в музеи.
–Предметы, которые мы находим и поднимаем, помогают установить точное место гибели кораблей, причину, по которой они затонули. После подъема проводим предварительные реставрационные работы. Затем артефакты экспонируются на выставках и патриотических мероприятиях. Это важная работа. Ведь иногда достаточно узнать историю всего лишь одного торпедного катера или сбитого самолета, чтобы понять, насколько отважными были наши деды и прадеды, отдавшие свои жизни ради Победы, – рассказал организатор экспедиции, руководитель Краснодарской краевой общественной организации «Морской поисково-исследовательский центр «Черномор» Валерий Егоров.
В память о шести членах экипажа торпедного катера ТК-84 на одной из частей его корпуса дайверы установили памятную табличку. Теперь при погружении другие аквалангисты узнают, что на этом месте в 1943 году героически погибли моряки-черноморцы.
В районе Геленджика и Новороссийска лежит еще много обломков. А это значит, что дайверы-поисковики еще не раз вернутся сюда, чтобы раскрыть новые тайны затонувших кораблей.