Кубанские Новости
Общество
Евгения Яковенко

Тайны затонувших кораблей: под Геленджиком, обнаружили и идентифицировали торпедный катер времен Великой Отечественной войны

Тайны затонувших кораблей: под Геленджиком, обнаружили и идентифицировали торпедный катер времен Великой Отечественной войны
Аквалангисты поисковики несколько дней работали в холодной воде на глубине более 20 метров.
Фото: Юрий Ходзицкий
Участники подводной экспедиции «Тайны Черноморских конвоев – 2025» обнаружили торпедный катер ТК-84, погибший 19 апреля 1943 года, у мыса Дооб, недалеко от села Кабардинка. Также удалось проследить судьбу радиста боевого экипажа.

Под вражеским огнем

Современный Геленджик ассоциируется у миллионов россиян с комфортным южным отдыхом, пляжами и морскими прогулками. Между тем это не только курорт, а город с героическим прошлым.

Во время Великой Отечественной войны порт Геленджика имел первостепенное значение для Новороссийского участка фронта. Город был надежной базой поддержки Малой Земли.

В его акватории базировались малые силы Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. Через территорию между Геленджиком и Новороссийском доставляли боеприпасы и советских бойцов в Новороссийск и Крым. А обратными рейсами вывозили раненных и гражданское население. К сожалению, немецкое командование узнало о данном маршруте. На охоту за советскими конвоями противник бросал силы с воды и воздуха.

Сегодня на дне Черного моря лежат десятки военных кораблей и гражданских судов, погибших под огнем вражеских торпедных катеров и фашистской авиации. Точные места их гибели до сих пор не известны. На помощь историкам приходят дайверы, которые, опираясь на архивные данные, обследуют акваторию от Геленджика до Новороссийска и находят затонувшие корабли.

Накануне в районе Геленджика состоялась большая экспедиция «Тайны Черноморских конвоев – 2025», приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ее организаторами выступили Морской поисково-исследовательский центр «Черномор» из Геленджика, региональная общественная организация «Батарея 29БИС» Республики Крым и «Поисковое движение России» в Краснодарском крае.

В экспедиционную команду вошли аквалангисты из Геленджика, Новороссийска, Усть-Лабинска, Москвы, Тольятти, Керчи, Судака, Севастополя, Белгорода, Тулы, Йошкар-Олы и Сургута.

Артефакты эсминца «Шаумян»

Дайверы погрузились к эсминцу «Шаумян», который покоится в море в районе Рыбацкой бухты в пригороде Геленджика. В начале Великой Отечественной войны эсминец «Шаумян» активно участвовал в боевых операциях. Он был задействован в обороне Одессы. С ноября 1941 года и до конца 1942 года корабль участвовал в защите Севастополя, а также в Керченско-Феодосийской десантной операции, где под шквалистым огнем противника эсминцу удалось высадить морских пехотинцев в порту Феодосии. Также «Шаумян» отличился в демонстрационном десанте в Алуште и в военных действиях в Судаке.

К сожалению, дальнейшая судьба эскадренного миноносца оказалась трагической. В апреле 1942 года он сел на мель недалеко от Рыбацкой бухты, и вражеская авиация нанесла кораблю критические повреждения. Это произошло буквально в нескольких сотнях метров от батареи № 714 капитана Михаила Челака. В своих воспоминаниях артиллеристы описывали, с каким мужеством экипаж эсминца пытался сохранить боевой корабль.

В экспедиции приняли участие дайверы из Москвы, Тольятти, Керчи, Судака, Севастополя, Геленджика, Новороссийска, Усть-Лабинска, Белгорода, Тулы, Йошкар-Олы и Сургута.
В экспедиции приняли участие дайверы из Москвы, Тольятти, Керчи, Судака, Севастополя, Геленджика, Новороссийска, Усть-Лабинска, Белгорода, Тулы, Йошкар-Олы и Сургута.
Фото: Юрий Ходзицкий

– В итоге моряки были вынуждены покинуть «Шаумян», который начал погружаться в воду. Орудия с него были сняты. В послевоенные годы часть обломков была поднята со дна. Но до сих пор в море лежит еще много артефактов, которые мы и обследовали. Часть их удалось достать из воды, – рассказал организатор экспедиции, председатель правления региональной общественной организации «Батарея 29БИС» Республики Крым Александр Елкин.

Одной из таких находок стал огромный ключ, который использовался для ремонта корабля.

– Он входил в комплект инструментов для проворота гаек большого диаметра. Ключ от долгого пребывания в воде местами поржавел, густо покрылся ракушечником. Но его очертания хорошо видны. Очистим его с помощью лазера, который аккуратно снимет наросший слой, не повредив сам артефакт, – объяснил дайвер из Усть-Лабинска Эрнст Антонов.

Стоит отметить, что для многих участников экспедиция – не только возможность найти артефакты и раскрыть тайны затонувших кораблей, а прежде всего дань уважения героям Великой Отечественной войны и морякам Черноморского флота.

Среди заметных находок, сделанных во время экспедиции, – стартовый ресивер для торпед. Чтобы поднять тяжелую деталь, потребовалось немало сил и времени.
Среди заметных находок, сделанных во время экспедиции, – стартовый ресивер для торпед. Чтобы поднять тяжелую деталь, потребовалось немало сил и времени.
Фото: Юрий Ходзицкий

– Мой дедушка, Илья Антонов, прошел всю Великую Отечественную войну, дважды был тяжело ранен. А отец, Анатолий Антонов, четыре года служил водолазом в Севастополе. Я горжусь своими предками. Участие в экспедиции – это лишь малая толика уважения, которую я могу высказать им, а также всем защитникам нашей Родины, – сказал Эрнст Антонов.

В экспедиции приняли участие не только аквалангисты. К погружениям присоединилась мировая рекордсменка по фридайвингу Анна Севастьянова из Севастополя.

– Я ныряла как на задержке дыхания, так и попробовала погружение с баллоном – интересный опыт. В экспедиции моей задачей была подводная видеосъемка. Очень надеюсь, что эти кадры увидит в социальных сетях прежде всего наша молодежь. Ведь каждое судно, которое мы находим, исследуем, – это память народа. Хочется, чтобы, посмотрев эти кадры, школьники, студенты узнали о героизме моряков, чтобы в истории Великой Отечественной войны осталось как можно меньше белых пятен, – сказала Анна Севастьянова.

Судьба радиста

Самой интересной частью экспедиции стало погружение аквалангистов к обнаруженному ими затонувшему торпедному катеру ТК-84. Корабль погиб 19 апреля 1943 года недалеко от села Кабардинки.

– Экипаж вышел из Геленджикской бухты в направлении мыса Дооб с целью поиска пилотов сбитых в этом районе советских самолетов, – объяснил Александр Елкин. – Рядом с мысом катер неожиданно атаковала вражеская авиация, он получил сильные повреждения, были убиты командир и мотористы.

У мыса Дооб чудом удалось выжить и спастись радисту Степану Давыдовичу Нежевлюку. Он выплыл благодаря спасательному жилету.

DeWatermark.ai_1746454991733.png Степан Нежевлюк, радист торпедного катера ТК-84. Фото: архив семьи Нежевлюк.

– С этим членом экипажа связана интересная история. Степан Нежевлюк попал в госпиталь, после выздоровления вновь ушел на фронт и нес службу на другом торпедном катере. А 11 лет назад в районе Керченского пролива мы обнаружили обломки этого самого катера. В радиорубке нашли останки членов экипажа, среди которых по документам значился Степан Нежевлюк, – рассказал Александр Елкин.

Поисковикам удалось связаться с двоюродным племянником погибшего радиста, который, в свою очередь, нашел письма своего героического родственника. В одном из них Степан Нежевлюк благодарил маму за зеленый свитер, который она ему связала.

– Именно в этом свитере и нашли тело в рубке торпедного катера. Так у нас отпали сомнения, что в Керченском проливе погиб именно этот военный моряк. И сейчас в память о нем мы исследовали торпедный катер, на котором до того, как попал в Крым, служил Степан Нежевлюк и который затонул под Кабардинкой, – рассказал Александр Елкин.

Вечная память героям-морякам

Подбитое судно сильно горело, его алюминиевый корпус раскололся на три части. Обломки разбросаны по дну моря. Поднятые из воды артефакты помогут в дальнейшем точнее идентифицировать затонувший объект.

Дайверы рассказали, что нашли часть прибора для наведения торпед, а также сильно оплавленные и взорванные боеприпасы, которые еще раз подтверждают, что на катере был пожар.

Среди тех, кто погружался к обломкам торпедного катера, была Серафима Дьяконова из Новороссийска. Эта хрупкая девушка небольшого роста профессионально ныряет на 20-метровую глубину.

Предметы, которые поднимают со дна моря, помогают установить точное место гибели кораблей, причину, по которой они затонули.
Предметы, которые поднимают со дна моря, помогают установить точное место гибели кораблей, причину, по которой они затонули.
Фото: Юрий Ходзицкий

– Для меня как для жительницы города-героя Новороссийска большая ответственность участвовать в такой экспедиции накануне юбилея Победы. Это возможность проследить судьбу погибшего катера и его экипажа. Также в этой экспедиции я учусь распознавать предметы, лежащие под водой. Потому что за годы они сильно покрылись водорослями и их очень сложно отличить от рельефа дна. Требуется опыт, чтобы видеть очертания артефактов и распознавать их, – отметила дайвер.

Среди заметных находок, сделанных во время экспедиции, – стартовый ресивер для торпед. Чтобы поднять тяжелую деталь, потребовалось немало сил и времени. Эти и другие артефакты, которые удалось достать на поверхность, будут в дальнейшем тщательно изучены. Часть из них передадут в музеи.

–Предметы, которые мы находим и поднимаем, помогают установить точное место гибели кораблей, причину, по которой они затонули. После подъема проводим предварительные реставрационные работы. Затем артефакты экспонируются на выставках и патриотических мероприятиях. Это важная работа. Ведь иногда достаточно узнать историю всего лишь одного торпедного катера или сбитого самолета, чтобы понять, насколько отважными были наши деды и прадеды, отдавшие свои жизни ради Победы, – рассказал организатор экспедиции, руководитель Краснодарской краевой общественной организации «Морской поисково-исследовательский центр «Черномор» Валерий Егоров.

С 2023 года Геленджик носит звание «Город воинской доблести», присвоенное ему в том числе за то, что в годы войны он был военно-морской базой Черноморского флота.

В память о шести членах экипажа торпедного катера ТК-84 на одной из частей его корпуса дайверы установили памятную табличку. Теперь при погружении другие аквалангисты узнают, что на этом месте в 1943 году героически погибли моряки-черноморцы.

В районе Геленджика и Новороссийска лежит еще много обломков. А это значит, что дайверы-поисковики еще не раз вернутся сюда, чтобы раскрыть новые тайны затонувших кораблей.

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies