В соответствии с требованиями законодательства все граждане РФ являются застрахованными в рамках программы обязательного медицинского страхования. И если у вас есть полис ОМС, то вы получаете медицинскую помощь по программе государственных гарантий бесплатной оказаний медицинской помощи. Как подчеркивают в Федеральном фонде ОМС, технические ошибки в учетной записи не могут привести к аннулированию действия полиса ОМС и отказать в медицинской помощи вам не могут. «В системе ОМС полис может быть аннулирован только в случае смерти застрахованного, лишения гражданства Российской Федерации, а для граждан иностранных государств это окончание разрешения на временное пребывание или аннулирование вида на жительство, лишение статуса беженца. Других причин для аннулирования нет, и застрахованные в полной мере имеют право на получение всех видов медицинской помощи, оказываемых в рамках ОМС», - пояснили в ведомстве. Вместе с тем, требование о наличии актуального и корректного полиса ОМС у пациента в системе информационного взаимодействии между участниками ОМС имеет большое практическое значение. «Это основа для идентификации застрахованного лица, основной «ключ» для всех последующих действий, связанных с учётом и оплатой оказанной медицинской помощи, а также защитой прав пациентов на качественную и бесплатную медицинскую помощь в системе ОМС», - поясняет советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков.
Единый регистр застрахованных лиц должен быть всегда актуальным, т.е. содержать самую последнюю информацию по застрахованному лицу, по этой причине в него вносятся изменения при смене фамилии, места регистрации застрахованного лица, замене паспорта, выбора страховой медицинской организации. «На этом этапе иногда возникают ситуации, при которых у одного гражданина могут появиться несколько вариантов идентифицирующих данных – это так называемые «дубли». Информация вносится как самими застрахованными, так и различными ведомствами. И технически система сама может объединить такую информацию», - поясняет Михаил Пушков. Проблема заключается в том, что при обращении гражданина за медицинской помощью при предъявлении полиса ОМС, паспорта специалист регистратуры поликлиники не может его однозначно идентифицировать, т.е. найти по системе поиска одного застрахованного в регистре, которому бы принадлежали все персональные данные. В этих случаях в некоторых территориях «дубли» не видны операторам в поликлиниках, что неверно трактуется ими как отсутствие полиса ОМС. Как отмечают эксперты системы ОМС, сейчас эти вопросы оперативно решаются на уровне страховых медицинских организаций. «Все страховые медицинские организации активно выявляют такие «дубли», находят застрахованных лиц, связываются с ними и просят подойти в офисы страховщиков для уточнения информации», - отмечает Михаил Пушков.
Чаще всего об ошибке вашей учетной записи в Едином регистре застрахованных лиц свидетельствуют некорректные данные о полисе на портале «Госуслуги». Это могут быть следующие ситуации:
вы не видите номер полиса ОМС у себя в личном кабинете,
при обращении за цифровым полисом вам приходит некорректная информация о полисе – например, он приостановлен, или данные не соответствуют бумажному или пластиковому носителю.
Как правило, такие ошибки возникают по одной причине - изменились ваши персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения), а также произошла замена документов, подтверждающих личность вследствие достижения возраста, определенного законодательством (14 лет, 20 лет, 45 лет). К сожалению, через портал «Госуслуг» изменения персональных данных полиса ОМС не вносятся. Это могут сделать представители СМО. Для решения этой ситуации вам необходимо обратиться лично в страховую медицинскую организацию, которая ранее выдала вам полис ОМС, или отправить запрос через платформу обратной связи на портале «Госуслуги», и ваше обращение придет в страховую медицинскую организацию либо территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В этом случае вопрос с корректностью информации будет решен. Также эксперты системы ОМС рекомендуют в случае смены персональных данных не дожидаться, когда система сама их внесет, а сразу связаться со своей страховой медицинской организацией для внесения новых корректных данных в Единый регистр застрахованных лиц.